Форум портала "Наука и религии мира"

Что есть душа?

Обсуждения, гипотезы, факты, цитаты - все, что нужно светскому человеку знать о Библии.

Сообщение Shlyapa » Чт янв 03, 2008 20:33

dargo писал(а):Ни разу сигареты не держал во рту. Никогда.
:D И папирос тоже.
Ну, тебе и не надо.

Если же чуть серьёзнее, то примерь к своим «определениям» (иначе как в кавычках я в данном случае это слово написать не могу) хотя бы принцип Оккама.

И так, на всякий случай, определение слова «определение»:
Определение, точнее, определение понятия, или дефиниция (лат. definitio — проведение границ, ограничение, лат. finis — предел, граница) — логическая операция установления смысла термина.

Раскрывает содержание понятия, позволяет отличать предмет, отражаемый понятием, от сходных с ним предметов, устанавливать значение того или иного слова (термина). Раскрыть содержание понятия — значит перечислить его существенные признаки, то есть признаки, необходимые и достаточные для отличия данного предмета от сходных с ним предметов.
Википедия
Shit happens. © Forrest Gump
Shlyapa
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 22:09
Откуда: Хабаровск

Сообщение Atmel » Чт янв 03, 2008 21:00

dargo писал(а):Я почти согласен с библейскими определениями. Понимание то же...
Сдается мне, что Вы знакомы с Библией только из вольного изложения ее экзальтированными проповедниками. Между тем Священное Писание евреев крайне противоречиво в отношении состояния человека после смерти, а оно целиком включено в состав христианского канона. Часть стихов говорит о том, что после физической смерти исчезает всякая психическая деятельность:

"Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?" (Пс. 6:6)

"Что пользы, когда я сойду в могилу? Будет ли прах славить Тебя? Будет ли возвещать истину Твою?" (Пс. 29:10).

"Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя?" (Пс. 87:11).

"Не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу". (Пс. 114:25).

"Выходит дух его и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его". (Пс. 145:4).

Да возьмите мою подпись из Экклезиаста - она тоже заявляет, что ничего не ждет нас после смерти. Или вот:

"Живые знают что умрут, а мертвые ничего не знают и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению. И любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем". (Еккл. 9:5-6).

Выражая свою надежду на будущее, псалмист Давид свидетельствует:
"А я в правде буду взирать на лицо Твое: пробудившись, буду насыщаться образом Твоим" (Пс. 16:15).

Заметим к слову, что ни один из допленных канонических пророков ничего не пишет о "воскресении". Умершим ничего из грядущего ЗЕМНОГО рая не достанется.

В исторических книгах еврейского канона есть отдельные случаи "воскресения", например, сына Сарептской вдовы (3 Цар. 17) или сына Сонамитянки (4 Цар. 4), но это - отдельные исключения. В целом ваначале еврейская религия в смысле посмертного существования ничем не отличалась от религии хананеев, так много давшей яхвизму (я прежде всего имею в виду "шеол"). Но по всей видимости в период отмежевания от язычества и укрепления национального самосознания евреев пропорционально укреплению их государственности, происходило и отмежевание от своих истоков, выразившееся, в частности, в полном отрицании посмертного существования. Вот еще пример:

"Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя". (Ис. 38:18-19).

При этом канон оставался насквозь противоречивым - ведь, например, случай с вызыванием Саулом духа Самуила (2 Цар) в нем остался. Остались и древние псалмы, типа:

"10 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление," (Пс. 15:10)

В период персидского господства традиционная жреческая власть (представленная к концу тысячелетия небезызвестными саддукеями, с которыми спорил евангельский Иисус) утратила свое прежнее влияние в обществе, и поднялась простонародная волна раввинистического движения, у которого надежды на посмертное воздаяние, равно как и на грядущее воскресение, усиливалась от века к веку, и она явно испытывала идеологическое влияние персидской религии (зороастризма).
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Сообщение dargo » Чт янв 03, 2008 21:12

Atmel писал(а):
dargo писал(а):Я почти согласен с библейскими определениями. Понимание то же...
Сдается мне, что Вы знакомы с Библией только из вольного изложения ее экзальтированными проповедниками.

Да возьмите мою подпись из Экклезиаста - она тоже заявляет, что ничего не ждет нас после смерти.
Вам не кажется, что первое Ваше утверждение как-то не связуется со вторым? Может я именно Екклезиаста и читал? и с ним же и согласен?
Аватара пользователя
dargo
 
Сообщения: 594
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 23:33
Откуда: Дагестан - Москва - ?

Сообщение Shlyapa » Чт янв 03, 2008 21:21

dargo писал(а):Может я именно Екклезиаста и читал? и с ним же и согласен?
Может быть, может быть… Остаётся не ясным, почему на простой прямой вопрос, подразумевавшим односложный ответ, ты разразился пространным и уклончивым ответом?
Shit happens. © Forrest Gump
Shlyapa
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 22:09
Откуда: Хабаровск

Сообщение dargo » Чт янв 03, 2008 21:28

Пространным? да. Уклончивым? Хе-хе ... Решил предугадать вопросы.

Если в моей простыне Вас не устраивает "Бог", можете поменять на "Природу". Или "на "Физику"...
Аватара пользователя
dargo
 
Сообщения: 594
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 23:33
Откуда: Дагестан - Москва - ?

Сообщение Atmel » Чт янв 03, 2008 21:31

dargo писал(а): Вам не кажется, что первое Ваше утверждение как-то не связуется со вторым? Может я именно Екклезиаста и читал? и с ним же и согласен?
У Вас вообще трудно что-либо понять. Знаете ли, такие "термины", как "душа народа" ... Или - "Душа человека жива, пока живы его дети и его дела". Все это слишком неопределенно. "Дух жаждет Спасения, Дух жаждет бессмертия."... Извините, чем "дух" отличается от "души"? У души, как проявления биологичности, как у функции организма, имеющей задачу его самосохранения, вполне оправданы такие чувства, как влечение к жизни и страх смерти. Но у "духа", тем более у нечто вроде "мирового духа"...

Не "Живой организм - воплощение Души", а наоборот, душа - функция высокорганизованного... простите за некоторую тавтологию - высокорганизованного организма.

"Человек, животное, растение есть пути Спасения Жизни." - а как эта концепция увязывается с межвидовой борьбой за выживание? А с внутривидовой борьбой?
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Сообщение dargo » Чт янв 03, 2008 21:38

Atmel писал(а): У Вас вообще трудно что-либо понять. Знаете ли, такие "термины", как "душа народа" ... Или - "Душа человека жива, пока живы его дети и его дела". Все это слишком неопределенно. "Дух жаждет Спасения, Дух жаждет бессмертия."... Извините, чем "дух" отличается от "души"?
Чем дуб отличается от ветки дуба?

У души, как проявления биологичности, как у функции организма, имеющей задачу его самосохранения, вполне оправданы такие чувства, как влечение к жизни и страх смерти. Но у "духа", тем более у нечто вроде "мирового духа"...

Не "Живой организм - воплощение Души", а наоборот, душа - функция высокорганизованного... простите за некоторую тавтологию - высокорганизованного организма.
Народ не может организоваться? А что есть, к примеру, государство? Если не пример высокоорганизованного организма?

"Человек, животное, растение есть пути Спасения Жизни." - а как эта концепция увязывается с межвидовой борьбой за выживание? А с внутривидовой борьбой?
Я так понимаю, это риторический вопрос и отвечать не обязательно.
Аватара пользователя
dargo
 
Сообщения: 594
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 23:33
Откуда: Дагестан - Москва - ?

Сообщение Shlyapa » Чт янв 03, 2008 21:45

dargo писал(а):Если в моей простыне Вас не устраивает "Бог", можете поменять на "Природу". Или "на "Физику"...
Да хоть какое слово подставь — меня в твоей простыне не устраивает, прежде всего, её небритость. Бритва старика нашего Оккама по ней плачет.
У тебя там помимо «бога» ещё целый рой сущностей, вместо которых тоже можно любые слова подставить — лишними и неопределёнными они от этого быть не перестанут.
Последний раз редактировалось Shlyapa Чт янв 03, 2008 21:52, всего редактировалось 1 раз.
Shit happens. © Forrest Gump
Shlyapa
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 22:09
Откуда: Хабаровск

Сообщение Atmel » Чт янв 03, 2008 21:47

dargo писал(а):Чем дуб отличается от ветки дуба?
Неужели тем, что имеет чувства?

dargo писал(а):Народ не может организоваться? А что есть, к примеру,государство? Если не пример высокоорганизованного организма?
Может. Только "души" у него не появляется. Т.Н. "массовое сознание" есть сумма индивидуальных сознаний, не более. Коллективной души при этом не появляется.

dargo писал(а):
"Человек, животное, растение есть пути Спасения Жизни." - а как эта концепция увязывается с межвидовой борьбой за выживание? А с внутривидовой борьбой?
Я так понимаю, это риторический вопрос и отвечать не обязательно.
В моем вопросе содержится ответ? Значит, Вы признаете справедливость моего опровержения?
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Сообщение dargo » Чт янв 03, 2008 21:49

на край, сгодится вкачестве справочника (моего).
Если я в какой теме впредь употреблю это слово, будете знать: именно такую (небритую) душу я и имел в виду... :lol:
Еслми поможете побриться - буду благодарен.
Аватара пользователя
dargo
 
Сообщения: 594
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 23:33
Откуда: Дагестан - Москва - ?

Пред.След.

Вернуться в Разговоры о Библии

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6