Ну как же? Мы же говорим сейчас о разном иудаизме. Я полагаю, что традиции, ставшие отличительными особенностями поствавилонского иудаизма (а именно о нем Вы написали, когда привели в пример езекииля), сохраняли саддукеи, неуклонно придерживающиеся писанной Торы. Я опускаю сейчас вопрос, почему они не верили в посмертную жизнь, если в ней есть пара фраз, которые говорят о такой "жизни", коснемся только тех различий, котрые существовали между саддукейскими воззрениями и фарисейскими - а именно они отразили ту динамику, которая имела место быть к этому времени. И в свете этой разницы притча о Лазаре не имеет аналогий в жреческом иудаизме (саддукействе).Digger писал(а):Atmel писал(а):Но ведь эта притча - не иудейская! Это притча - христианская.
Правильно. Только разницы в данном случае я большой не вижу так как:
Это отношения к теме понимания души в иудаизме имеет мало, но если уж говорить об этом, то действительно, реформы Езекии не были успешными (о том же пишет и Велльгаузен). Поэтому и понадобилось "найти" книгу Закона (как полагают, после плена она легла в основу канонического Второзакония) - ради того, чтобы придать реформам, имеющим целью укрепление централизованной царской власти, законодательную основу.Digger писал(а): С весьма переменным успехом. В чем-то да, возврат, в чем-то - нет. Я думаю, что это в какой-то степени связано с тем, какую линию вели израильские и иудейские цари в своих царствах. Например, сын того же Езекии - Манассия
Что же касается борьбы с "высотами", на которых приносились жертвы, и оценки царей давидовой династии, то здесь не все так просто. По-видимому, такая оценка давалась со стороны одной из жреческих партий, кормившихся возле двора - ааронитов (сторонников "наследства Аарона) и мушитов (то же, но Моисея). Исторические книги евреев представляют историю так, словно служение на высотах означало поклонение ханаанским богам. Однако и они часто проговариваются об истинном качестве такого богослужения. Даже в Паралипоменон есть характерная фраза:
"Не этот ли Езекия разрушил высоты Его и жертвенники Его, и сказал Иудее и Иерусалиму: пред жертвенником единым поклоняйтесь и на нем совершайте курения?" (Пар. 32:12)
Отсюда следует, что "высоты" были местом поклонения Яхве, и то, с чем бросился бороться Езекия, было не само такое служение, а служение ВНЕ Иерусалимского Храма. Ибо централизация богослужения в столичном Храме означало и укрепление власти царя. Не вполне ясно, почему Манассия и др. потомки нарушили этот принцип, но из археологического материала точно известно, что "довавилонские" евреи исповедовали синкретические традиции, сочетая поклонение Яхве, как национальному богу, и другим богам региона (в частности, Ваалу), а самого Яхве даже "поженили" с Астартой (по примеру верховного ханаанского божества Эла, "отца богов", у которого была жена по имени Астарта - она, если не ошибаюсь, иногда была и женой Ваала).
Возможно - это не то слово. Если Вы найдете в книгах пророков и Торе что-либо указывающее на идею "воскресения" до освобождения евреев из вавилонского плена персами, я буду Вам благодарен за науку.Digger писал(а):Atmel писал(а):Новшество здесь только в идее посмертного воздаяния и всеобщего "воскресения мертвых", которая была совершенно чужда семитскому миру до начала мидо-персидского влияния ва этом регионе.
Возможно.