Форум портала "Наука и религии мира"

Какой особый нравственный закон дал Ветхий Завет?

Обсуждения, гипотезы, факты, цитаты - все, что нужно светскому человеку знать о Библии.

Re: Какой особый нравственный закон дал Ветхий Завет?

Сообщение Atmel » Пн сен 29, 2008 14:04

Сестра милосердия писал(а):Дань Господу не обязательно жертва. Скорее всего, исполнение Его повеления умертвить такое-то количество пленных.
Почему "скорей всего"? На основании чего такой вывод?
Слово תרומת
по словарю Стронга означает подарок (в смысле "приносить жертву" - as offered up), sacrifice - все это означает "жертва". tribute (дань - в том же смысле). Это же слово употребляется во Второзаконии 12:6
и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, [и мирные жертвы ваши,] и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего;
(Втор., 12:6)

Конечно, можно "жертвовать" и серебро и прочие драгоценности, но все это приносят в Храм, а все живое убивают и кладут на алтарь для сожжения.

Закон Моисеев запрещает приносить в жертву детей самих израильтян, банально заменяя человеческую жертву животной (как это все больше стали делать и друкгие народы), но распространяется ли этот запрет на иноплеменников??? Ведь и знаменитая заповедь "не убий" относится только к представителям "народа твоего" (т.е. израильского). Из Библии хорошо видно, что с иноплеменниками израильтяне никогда не церемонились. Впрочем, как и все остальные народы - тут они тоже ничем не выделяются.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Какой особый нравственный закон дал Ветхий Завет?

Сообщение Digger Rebel » Пн сен 29, 2008 14:04

Сестра милосердия писал(а):
Приведите пример исполнения этого наказания. Я уже говорила о страшилках, остававшихся, как правило, без исполнения.


Пожалуйста:

Числ.15:32-36
32 Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы;
33 и привели его нашедшие его собирающим дрова к Моисею и Аарону и ко всему обществу;
34 и посадили его под стражу, потому что не было еще определено, что должно с ним сделать.
35 И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана.
36 И вывело его все общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею.
"У слепой веры злые глаза"
Станислав Ежи Лец
Аватара пользователя
Digger Rebel
 
Сообщения: 846
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 22:13

Re: Какой особый нравственный закон дал Ветхий Завет?

Сообщение Сестра милосердия » Пн сен 29, 2008 23:11

Digger Rebel писал(а):
Сестра милосердия писал(а):
Приведите пример исполнения этого наказания. Я уже говорила о страшилках, остававшихся, как правило, без исполнения.


Пожалуйста:

Числ.15:32-36
32 Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы;
33 и привели его нашедшие его собирающим дрова к Моисею и Аарону и ко всему обществу;
34 и посадили его под стражу, потому что не было еще определено, что должно с ним сделать.
35 И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана.
36 И вывело его все общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею.


Все правильно.
Я сделала оговорку, что во время странствия по пустыне было жестокое покарание за непослушание, когда и земля разверзалась, и стан горел, т.к. исполнять закон нужно было под страхом смерти.
И все равно не исполняли. А если бы такого страха не было, то, вообще, уже на второй день забыли бы про Бога и про закон. Так что это была вынужденная мера.
Зато потом, когда Земля обетованная была освоена, ничего подобного уже не было.
"Для религии Бог стоит в начале, а для науки - в конце всего мышления"
Макс Планк
Аватара пользователя
Сестра милосердия
 
Сообщения: 873
Зарегистрирован: Сб мар 22, 2008 03:06
Откуда: г.Киев

Re: Какой особый нравственный закон дал Ветхий Завет?

Сообщение Atmel » Вт сен 30, 2008 09:48

Сестра милосердия писал(а):Я сделала оговорку, что во время странствия по пустыне было жестокое покарание за непослушание, когда и земля разверзалась, и стан горел, т.к. исполнять закон нужно было под страхом смерти.
И все равно не исполняли. А если бы такого страха не было, то, вообще, уже на второй день забыли бы про Бога и про закон. Так что это была вынужденная мера.
Зато потом, когда Земля обетованная была освоена, ничего подобного уже не было.
Почему "не было"? Потому что такие случаи из жизни рядовых евреев не описаны в исторических книгах?

Кстати, как Вы думаете, почему Яхве приказал покинуть Египет именно в субботу? Потом чтить этот день. Ведь субботу чтили и вавилоняне (у них это тоже был день отдыха), да и хананеи тоже. Выходит, что яхве приказал включить в ритуальную жизнь еще один элемент из язычества, чтобы израильтяне побольше страдали бы синкретизмом.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Какой особый нравственный закон дал Ветхий Завет?

Сообщение shand1980 » Чт окт 02, 2008 11:54

2 Сестра милосердия

Что подобная угроза — не слова только, в этом убедился сам Моисей: «дорогою на ночлег Господь хотел умертвить его».


Вот эта фраза ключевая. Добропорядочные боги не являются к своим уставшим посланцам ночью с криками "замочу!".

Приведите пример исполнения этого наказания. Я уже говорила о страшилках, остававшихся, как правило, без исполнения.


Если бы это просто была религиозная страшилка, но это также норма уголовного права. Не отмененная до сего времени.

Тоже простая угроза. Если бы она исполнялась, ни одного иудея не осталось бы в живых, так как все они тяготели к поклонению языческим богам, с чем пламенно боролись пророки. Исключение составляет период странствия по пустыне, когда расправа, действительно, была неизбежна. Но после укоренения в земле Ханаана подобных эксцессов я не знаю ни одного.


Т.е. Йегова у вас пустозвон :D К тому же вы думаете библия будет фиксировать все судебные хроники? :)

Не важно что она не исполнялась (?). Важно что бог требует ее исполнения. Любящий Отец небесный, мда...

Я не максималист по натуре. Считать что-то единственно правильным, единственно справедливым или мудрым – не в моих правилах. Если и хороший был закон, то для данного времени и данного народа. С приходом Спасителя он был скорректирован, и в основу моральных норм христианства лег более совершенный вариант.


Как говорил Жванецкий "Если не видеть другие машины, то запорожец - отличная модель".

Что закон был "хороший для данного времени и данного народа", я так понял, принимается без доказательств.

2 Atmel

Я с Вами согласен. Вот что пишет Андре Боннар в своей двухтомной энциклопедии "Греческая цивилизация"


Про Грецию и Рим я читал в истории государства и права, там про бытовую жизнь освещено мало. То, что греки в обычной жизни относились к рабам снисходительнее законов, по-моему, примечательно еще и тем, что эллинам было присуще национальное чванство. Один древнегреческий философ, запамятовал его имя, выводил даже нацисткую теорию, что окружающие варварские народы просто сами предназначены для рабства у эллинов, и не способны к познанию высокой культуры.

Т.е. у языческого народа было нравственное чувство. Безнравственный народ просто заменил бы совесть законом.

Справедливости ради, у римлян тоже есть случаи гуманного отношения к рабам.

Поэтому достойно удивления бегство израильтян от стен Моавитской столицы из-за того, что царь Моавитский на глазах всех сражающихся принес в жертву своего перенца (см. 4-ю Царств, 3:27).


Я думаю предположение Шифмана более обосновано, чем мнение что израильтяне отступили из возмущения самим актом жертвоприношения. Потому что народ израильский вряд не знал об обычаях соседей. К тому же из истории войн я не припомню случаев, чтобы осаду снимали из-за того, что на глазах приносили человеческую жертву. Скорее это бы придало ярости. В конце концов, это же воины, а не кисейные барышни с утонченным эстетическим чувством.

Я стал интересоваться этим выражением, и опубликовал результат поисков: ЗДЕСЬ.


Как видно, праведный царь Давид не очень надеялся на защиту Йеговы :D

Верующие оппоненты уже отступаю от эксклюзивной нравственности закона для евреев. Придется более подробно сравнивать самому.
shand1980
 
Сообщения: 39
Зарегистрирован: Чт сен 18, 2008 01:07
Откуда: Тобольск, Тюменская обл.

Re: Какой особый нравственный закон дал Ветхий Завет?

Сообщение Atmel » Чт окт 02, 2008 12:42

shand1980 писал(а):Как видно, праведный царь Давид не очень надеялся на защиту Йеговы :D
А зря. :) Яхве - неплохой стратег, он учит Давида ловкому приему, который применяют многие талантливые полководцы от самой древности -
23 И вопросил Давид Господа, [идти ли мне против Филистимлян, и предашь ли их в руки мои?] И Он отвечал ему: не выходи навстречу им, а зайди им с тылу и иди к ним со стороны тутовой рощи;
24 и когда услышишь шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев, то двинься, ибо тогда пошел Господь пред тобою, чтобы поразить войско Филистимское.
25 И сделал Давид, как повелел ему Господь, и поразил Филистимлян от Гаваи до Газера.

(2 Цар., 5:23-25)
Очевидно, чудеса вроде остановки Солнца, какие Яхве являл еще при Иисусе Навине (см. (Иисус Навин, 10:12-13), подорвали здоровье этого бога, и он теперь учит побеждать с помощью военного искусства.

shand1980 писал(а):Верующие оппоненты уже отступаю от эксклюзивной нравственности закона для евреев. Придется более подробно сравнивать самому.
Да какой там нравственный закон - рыба-то с головы гниет! Яхве убивает ребенка Вирсавии и Давида, хотя перед этим снимает грех Давида, который тот совершил, послав на заведомую смерть ее законного мужа (см. 2 Цар., 12:13-18. Любимец бога в нравственности от покровителя не отстает: огорченный Давид с горя отправляется на очередную священную войну:
29 И собрал Давид весь народ и пошел к Равве, и воевал против нее и взял ее.
30 И взял Давид венец царя их с головы его, -- а в нем было золота талант и драгоценный камень, -- и возложил его Давид на свою голову, и добычи из города вынес очень много.
31 А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими. И возвратился после того Давид и весь народ в Иерусалим.
(2 Цар., 12:29-31

А как отставать, если бог Израилев мстителен, и долгов не забывает: в 2 Цар. 21:1 он напускает на любимый народ израилев голод:
1 Был голод на земле во дни Давида три года, год за годом. И вопросил Давид Господа. И сказал Господь: это ради Саула и кровожадного дома его, за то, что он умертвил Гаваонитян.
2 Тогда царь призвал Гаваонитян и говорил с ними. Гаваонитяне были не из сынов Израилевых, но из остатков Аморреев; Израильтяне же дали им клятву, но Саул хотел истребить их по ревности своей о потомках Израиля и Иуды.
3 И сказал Давид Гаваонитянам: что мне сделать для вас, и чем примирить вас, чтобы вы благословили наследие Господне?
4 И сказали ему Гаваонитяне: не нужно нам ни серебра, ни золота от Саула, или от дома его, и не нужно нам, чтоб умертвили кого в Израиле. Он сказал: чего же вы хотите? я сделаю для вас.
5 И сказали они царю: того человека, который губил нас и хотел истребить нас, чтобы не было нас ни в одном из пределов Израилевых, --
6 из его потомков выдай нам семь человек, и мы повесим их [на солнце] пред Господом в Гиве Саула, избранного Господом. И сказал царь: я выдам.

(2 Цар., 21:1-6)

Спрашивается, почему сын за отца не отвечает, а целый народ за своего бывшего тирана, поставленного самим же Яхве, ответил? И почему за деяния отца все-таки ответили его "семь потомков"??? Где же хваленая справедливость? Или - что позволено Юпитеру...?

И позволено, видимо, многое. В той же 2-й Царств, 6:6 Яхве наповал убивает богобоязненного израильтянина за его попытку нежно поправить накренившийся "ковчег", где отдыхал в это время израильский бог:
6 И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию [чтобы придержать его] и взялся за него, ибо волы наклонили его.
7 Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия.
(2 Цар., 6:6)
От такого демарша у Давида развивается невроз ожидания - теперь он боится ковчега настолько, что даже не решается его вести к себе в город, оставляя его на попечение Аведдара Гефянина (2 Цар, 6:10).
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Какой особый нравственный закон дал Ветхий Завет?

Сообщение shand1980 » Чт окт 09, 2008 12:22

2 Atmel

Очевидно, чудеса вроде остановки Солнца, какие Яхве являл еще при Иисусе Навине (см. (Иисус Навин, 10:12-13), подорвали здоровье этого бога, и он теперь учит побеждать с помощью военного искусства.


Мана кончилась. Почти все потратил на сотворение мира. В результате ничего не осталось на гром и молнии, пришлось переквалифицироваться в военные советники.

Хотя сам лично обещался истреблять противящиеся народы.

Любимец бога в нравственности от покровителя не отстает: огорченный Давид с горя отправляется на очередную священную войну:


Характерна реакция Давида на смерть ребенка.

"На седьмой день дитя умерло, и слуги Давидовы боялись донести ему, что умер младенец; ибо, говорили они, когда дитя было еще живо, и мы уговаривали его, и он не слушал голоса нашего, как же мы скажем ему: "умерло дитя"? Он сделает что-- нибудь худое. И увидел Давид, что слуги его перешептываются между собою, и понял Давид, что дитя умерло, и спросил Давид слуг своих: умерло дитя? И сказали: умерло. Тогда Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел. И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал [и не спал]; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб [и пил]? И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне." (2-я цар., 12:18-23)

"Ребеночек помер? Ну и шут с ним!".

И позволено, видимо, многое. В той же 2-й Царств, 6:6 Яхве наповал убивает богобоязненного израильтянина за его попытку нежно поправить накренившийся "ковчег", где отдыхал в это время израильский бог:


Велико милосердие божие!

-----

Вот как оценивают значение заповедей иудеи и христиане:

"ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ - это обращение к народу Израиля, в к-ром содержатся краткие, выразительные и четко сформулированные "основные положения", являющиеся уникальным свидет-вом Божьего откровения. Поскольку законодателем выступает Сам Бог, то З. приобретает новое, универсальное значение. Они затрагивают области, не охваченные законодателями Древнего Востока, они столь совершенны, что перед ними отступает любое мирское право. Они объединяют гражд. право и мораль, связывая их воедино - сколь бы ни были они различны, - ибо этого требует Божья воля."

Библейская энциклопедия Брокгауза

"Законы, которые пророк Моисей дал еврейскому народу, имели целью регулировать не только его религиозную, но и гражданскую жизнь. В новозаветное время большинство ветхозаветных обрядовых и гражданских законов утратили свое значение и были отменены апостолами (Смотри постановление Апостольского Собора в книге Деяний Святых Апостолов, 15-я гл.).Однако, Десять Заповедей и другие заповеди, определяющие моральное поведение человека, составляют вместе с новозаветным учением единый нравственный закон. О Десяти Заповедях надо сказать, что они содержат в себе самые основы нравственности, закладывают те фундаментальные принципы, без которых невозможно существование никакого человеческого общества. Поэтому, они являются как бы “конституцией” или “Маgnа Chаrtа” человечества. Вероятно, по причине такой чрезвычайной важности и неприкосновенности Десять Заповедей, в отличие от других заповедей, были написаны не на бумаге или другом каком-либо тленном веществе, но на камне."

Епископ Александр (Милеант)

Ни один письменный текст, когда-либо нанесенный на камень, глину, пергамент или бумагу, не оказал на человечество большего влияния, чем Десять заповедей. О Десяти заповедях сказано, что изначально они были начертаны перстом Всевышнего на каменных Скрижалях, которые Моше получил на горе Синай. Их можно назвать декларацией обязанностей, которые Бог возложил на человека. Этот короткий текст, состоящий всего лишь из ста двадцати ивритских слов, охватывает все области закона, устанавливая не только правила поведения, но и определяя внутренний, духовный мир человека. Для изложения Десяти заповедей выбрана такая форма построения предложений и выражений, что каждое слово, будучи однажды услышанным или прочитанным, навсегда врезается в память. Этот текст определяет как законы служения Всевышнему, так и понятия праведности и правосудия, которые актуальны для всех времен и никогда не устаревают.

Комментарий Сончино. Примечания к книге Шмот.
shand1980
 
Сообщения: 39
Зарегистрирован: Чт сен 18, 2008 01:07
Откуда: Тобольск, Тюменская обл.

Re: Какой особый нравственный закон дал Ветхий Завет?

Сообщение Atmel » Вс окт 12, 2008 13:30

shand1980 писал(а):2 Atmel
Я с Вами согласен. Вот что пишет Андре Боннар в своей двухтомной энциклопедии "Греческая цивилизация"
Про Грецию и Рим я читал в истории государства и права, там про бытовую жизнь освещено мало. То, что греки в обычной жизни относились к рабам снисходительнее законов, по-моему, примечательно еще и тем, что эллинам было присуще национальное чванство.
Я так понимаю, что речь ведется в том направлении, что, дескать, евреи в древности поступали со своими рабоми вежливо. :) А откуда это следует? Все, что известно о предписаниях в отношении рабов (как-то на седьмой год освобождать и т.п.), так это только о рабах-израильтянах! А где сведения о бережном и трепетном отношении к рабам из других народов?
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Какой особый нравственный закон дал Ветхий Завет?

Сообщение Digger Rebel » Вс окт 12, 2008 21:27

"Пророк" адвентистов Е.Вайт (с ней мы уже знакомы) писала так:

Закон, возвещенный тогда, не предназначался исключительно для евреев. Бог оказал им честь быть стражами и блюстителями Его закона, который должен был сохраняться как священное наследие для всего мира. Принципы Десятисловия распространяются на все человечество, они были даны для всех как наставление и руководство к жизни. Десять кратких, всеобъемлющих и несомненных принципов выражают обязанности человека по отношению к Богу и к ближним, и все они основаны на великом основополагающем принципе любви. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27; см. также Втор. 6:4,5; Лев. 19:18). Подробно эти принципы представлены в Десятисловии, они применимы для всех и каждого.


Кстати, по ее мнению, Декалог - это мерило всего и имеет предвечное происхождение. Он, как и бог Яхве, существовал всегда, еще до сотворения земли и человека и его исполняли ангелы на небе. Вот что она пишет:

Первая попытка сатаны низвергнуть Закон Божий, предпринятая среди небожителей, на какое-то время, казалось, увенчалась успехом. Было обольщено немало ангелов, но мнимое торжество сатаны окончилось поражением и проигрышем. Он был отлучен от Бога и изгнан с Неба.
Когда конфликт возобновился на земле, сатана снова одержал кажущуюся победу. Согрешив, человек стал его пленником, и владычество человека на земле превратилось во владычество великого мятежника. Тогда казалось, что перед сатаной открылась возможность основать свое независимое царство и объявить войну Богу и Его Сыну Но план спасения снова дал возможность человеку восстановить связь с Богом, исполнять Его закон и как человеку, так и земле в конце концов быть искупленными от власти лукавого


Е.Вайт "Патриархи и пророки"

Закон Божий в небесном святилище является грандиозным подлинником, точнейшая копия которого была начертана на каменных скрижалях и записана Моисеем в Пятикнижии. Те, кто понял всю важность этого вопроса, убедились, таким образом, в незыблемости и святости Божественного закона. Как никогда раньше, они поняли силу слов Спасителя: «Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:18). Закон Божий, как откровение Его воли, отображение Его характера пребывает в вечности «как верный свидетель на небе». Ни одна заповедь не была отменена в нем, ни одна йота, ни одна черта. Псалмопевец говорит: «На веки. Господи, слово Твое утверждено на небесах». «Все заповеди Его верны, тверды на веки и веки» (Пс. 118:89; 110:8).


Е.Вайт "Великая борьба"
"У слепой веры злые глаза"
Станислав Ежи Лец
Аватара пользователя
Digger Rebel
 
Сообщения: 846
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 22:13

Re: Какой особый нравственный закон дал Ветхий Завет?

Сообщение Digger Rebel » Вс окт 12, 2008 21:29

Atmel писал(а): А где сведения о бережном и трепетном отношении к рабам из других народов?


О рабстве продолжаем здесь
"У слепой веры злые глаза"
Станислав Ежи Лец
Аватара пользователя
Digger Rebel
 
Сообщения: 846
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 22:13

Пред.

Вернуться в Разговоры о Библии

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5