Форум портала "Наука и религии мира"

Когда появился Моисеев закон

Обсуждения, гипотезы, факты, цитаты - все, что нужно светскому человеку знать о Библии.

Re: Когда появился Моисеев закон

Сообщение Atmel » Пт окт 03, 2008 12:06

Сестра милосердия писал(а):Атмелу
Вообще-то Вы правы.
Есть проблема в разночтении субботы.
Правда, сами евреи в своей энциклопедии http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13962&query=
ничего особенного в двух версиях не видят. Они пишут, что впервые указание насчет субботы прозвучало в Исходе, а во Второзаконии дано обоснование запрета на работу в субботний день как необходимость отдыха для всех. Это, конечно, не снимает парадокса.
"Евреи" в своей энциклопедии вынуждены идти в ногу со сложившимися традиционными представлениями. Главным источником знаний о жизни древних евреев остается Ветхий Завет, так как во многом он составлен по историческим записям (при этом мы должны оставаться настороже, памятуя о многочисленных редактированиях ветхозаветного канона). Поэтому статья и начинается, как всегда, с традиционной версии, в которой вопреки данным библейской критики книга Исход приписывается к числу книг, якобы данным еще в дни странствия в пустыне (или написанным по следам реальных событий).

Против того, чтобы становиться на позиции укоренившегося религиозного взгляда, свидетельствует помимо прочих фактов, еще один - племена израильтян вовсе не шли единым потоком из Египта в Палестину. Анализ книги Иисуса Навина и сравнение ее с данными современной археологии дает вывод, что израильские племена (колена) мигрировали в сторону Палестины в несколько этапов. И, в частности, колено Иуды или шло своим собственным путем, причем намного раньше, или вообще было одним из ханаанских племен. Но никак не совместно с остальными "коленами израилевыми". Но даже если не вдаваться в тонкости археологических данных, этот вывод подтверждает и ошибка в самой Библии:
В Библии описываются два разных маршрута, которыми израильтяне двигались в Ханаан. Судя по первому списку, представленному в Числа 20-21 и в Судьях 11 , израильтяне обошли вкруг владений Эдома и Моава. Но судя по второму списку, приведённому в Числах 33 путь израильтян проходил прямо через центр владений Эдома - Цальмона и Фунон находятся в самом сердце Эдома. Т.е. здесь отражены два разных события, призошедших в разное время. Данное допущение может усилить также тот аргумент, что и границы Моава в обоих списках обозначены по разному. В том списке, который описывает окружной путь израильтян вокруг Эдома и Моава (Числа 20-21) в качестве северной границы Моава указывается ручей Арнон. Нам также известно, что ручей Арнон действительно служил границей Моава в более поздние периоды, во время существования Израилького царства. А вот в списке описывающем проход израильтян прямо через центральные районы Идумеи (Числа 33) говорится о том, что территория Моава распространяется намного севернее и что "равнины моавитские" находятся "у Иордана против Иерихона". Таким образом перед нами вероятно две различных традиции, причём та, которая рассказывает о прохождении через Эдом и о территории моавитян аж напротив Иерихона - более древняя.
("Исход из Египта")

Впрочем, давайте почитаем статью.
Из скудных сведений относительно празднования субботы в эпоху царств следует, что в 9–8 вв. до н. э. в Северном царстве суббота и новолуние были днями, когда прекращали всякую работу (Амос 8:5) и посещали «людей Божьих» (II Ц. 4:23).
Отсюда видно, что суббота не была в 9-8 веках до н.э. последним днем недели, а была днем полнолуния. Т.е. древние израильтяне точно также, как и все народы региона, отмечали фазы Луны. Таким образом, суббота была связана с культом Луны (бога Сина у восточных семитов). Не лишне заметить, что так называемый "исход" состоялся по Писанию в 14-й день первого месяца (т.е. это и есть полнолуние). Однако со временем этот выходной день учащается, причем прежде всего в Вавилонии. Ко времени, предшествующему пленению, евреи также учащают этот выходной день, однако, как мы можем видеть, жречество прочно привязывает эти дни с "исходом из Египта". Выше мы могли видеть, что это чистой воды мистификация, так как никакого единого "исхода из Египта" не было, и это изобретение жрецов. О мотивах можно поговорить отдельно. Но в том ядре, которое в новоявленной Торе ляжет во Второзаконие, еще нет ни намека на "шестоднев". Ни одного!!!

Т.е. Второзаконие отражает предшествующие Жреческому кодексу взгляды и идеологию. Видимо, сохранить его заставила необходимость компромисса с другой партией жрецов-консерваторов, приверженцев старых традиций - иеговический закон пришлось заметно отредактировать в соотвествии с теперь уже окончательно состоявшимся монотеизмом, и он представлен в знакомом нам Второзаконии - одной их книг Торы, которые читал перед народом Ездра по приезду из Вавилонии в Иерусалим.

Но читаем далее:
Все большее значение, придававшееся со времени Иеремии соблюдению субботы, по-видимому, было ответом на опасность ассимиляции евреев в языческой стихии Вавилонской империи, опасность, обозначившуюся со времени правления Менашше и ставшую особенно острой в вавилонском изгнании (ср. Иех. 20:32–49).
Эта фраза по меньшей мере странная - дело в том, что еженедельная суббота была выходным днем и в Вавилонии. Более того - она имела более возвышенное - космогоническое - происхождение и значение в вавилонской религии. Так как же подчеркивание пророками значения субботы может быть "ответом на опасность ассимиляции евреев в языческой стихии Вавилонской империи"? Это, напротив, является фактором, способствующим такой ассимиляции. Более того, у Иеремии мы встречаем здесь несколько иной взгляд на судьбу "суббот" после покорения Иудеи Вавилоном: сами судите:
Господь стал как неприятель, истребил Израиля, разорил все чертоги его, разрушил укрепления его и распространил у дщери Иудиной сетование и плач.
И отнял ограду Свою, как у сада; разорил Свое место собраний, заставил Господь забыть на Сионе празднества и субботы; и в негодовании гнева Своего отверг царя и священника.

(Плач Иеремии, 2:6)


Немного о вавилонских "субботах". Каждый вавилонский месяц был посвящен какому-либо божеству, равно как и каждый день месяца; дни делились на «благоприятные» и «тяжелые», были и посты. До нас дошли отрывки такого месяцеслова для двух месяцев: Элула II и Мархешвана. Под днями 7, 14, 21 и 28 (это все субботы), а также 19 (7 х 7 предыдущего месяца) читаем:
«Тяжелый. Пастырь многочисленного народа (может быть, царь, как первосвященник?) не должен есть мяса, испеченного на огне, и ничего, приготовленного на золе (?); нe должен менять своего платья и надевать чистого одеяния, не должен приносить жертвы. Царь не должен восходить на свою колесницу и изрекать приговоров. Жрец-прорицатель не должен давать ответов. Врач не должен класть руки на больного. Не следует приводить в исполнение задуманное. Ночью царь должен я приносить дар великим богам и принести жертву. Воздеяние рук его бог примет».
[источники - НиКольский 1931, с. 62-63; Smith 1875, с. 12; Segal 1964, с. 161]
Хочу подчеркнуть при этом, что речь не идет о заимствовании субботы, как таковой, у вавилонян. Напомню, что я говорил о распространенности этого выходного среди семитических народов, и в каждом этносе существовали свои национальные особенности и традиции почитания субботы. Так, у допленных евреев суббота не считалась "тяжелым и неблагоприятным днем" и в эти дни евреи всегда приносили даже дополнительные жертвоприношения (жрецам хорошо ;) ). А вот в послепленном - Жреческом - кодексе суббота приобретает статус, более схожий со статусом субботы у вавилонян:
Хотя этот поворот в моральную сторону чисто израильского происхождения, и не может быть первоначальным, всё-таки и в израильской среде покой ещё только праздник, день удовольствия для рабочих классов, ибо обязанность покоя заключалась не столько в том, чтобы отдыхать, сколько в том, чтобы давать отдыхать (именно, чтобы давали отдых господа, к которым было адресовано законодательство). Напротив, в жреческом кодексе субботний покой вовсе не однороден с радостным отдохновением от жизненных тягостей; он есть дело само по себе, которое выделяет субботу не только из ряда дней недели, но и из числа праздников, и гораздо ближе подходить к аскетическому упражнению, чем к ленивому отдохновению. В жреческом кодексе покой понимается в совершенно абстрактном смысле, не как отдых после обычной работы, но как просто покой. В святой день нельзя выходить из стана, чтобы собирать манну или дрова (Исх. XVI, Числ. XV), нельзя зажигать огня и варить (Исх. XXXV, 3): такой закон поистине есть жертва воздержания от всякой деятельности, жертва, к которой надо готовиться уже накануне (Исх. XVI). Действительно, о субботе жреческого кодекса нельзя сказать, что она для человека (Марк., II, 27); наоборот, это статут, непреклонный, как закон природы, который основан на себе самом и имеет силу даже для деятельности бога. Первоначальный рассказ о творении, по которому бог окончил творение мира на седьмой день и поэтому осевятил этот день, был исправлени" в том смысле, что бог окончил мир в шесть дней, а на седьмой день отдыхал
Велльгаузен. Введение в историю Израиля. I. История культа. гл. 3. Праздники".
От себя добавлю, что здесь проявилась проницательность Велльгаузена, который был еще незнаком с данными археологии, которыми владеем теперь мы, хотя такой "моральный поворот" не был исключительно израильским по происхождению, тем не менее послепленное (читай - вавилонское) происхождение строгих запретов на всякую работу по субботним дням, подтвердилось после раскопок древних вавилонских городов (за исключением жертвоприношений).




Сестра милосердия писал(а):Однако, с другой стороны – Второзаконие немыслимо без фигуры Моисея.
Логика простая.
Если при Иосии было найдено Второзаконие, значит, там говорилось о Моисее. Раз говорилось о Моисее, значит, эта личность существовала и была известна иудеям до вавилонского пленения, то есть Моисей – историческая личность, и он действительно вывел евреев из египетского рабства.
Хотя "логика" и жиденькая, но я совсем не отрицаю изобретение "Моисея" еще до пленения. А вот то, что Моисей - личность историческая, позвольте сомневаться. Ну а как Вы думаете, почему в рассказах об Исходе Моисея не пустили в Палестину (Ханаан)? - "пред собою ты увидишь землю, а не войдешь туда, в землю, которую Я даю сынам Израилевым" (Втор. 32:52) И никто не знает, где могилка его:
и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня.
(Втор., 34:6)
Аарон, его "брат", умер "за то, что вы согрешили против Меня среди сынов Израилевых при водах Меривы в Кадесе, в пустыне Син, за то, что не явили святости Моей среди сынов Израилевых" (Втор. 32:51), а Моисею-то почему бы не войти было в землю, "где течет молоко и мед"?

В любом случае вождя, за которым шли "колена израилевы", не было уже по той причине, что самого "исхода" в том виде, как он описан в канонических книгах, не было. Это легенда.


Сестра милосердия писал(а):Если же Закон не был продиктован Моисею – это кошмар, это выбивает почву из-под всей идеологии Ветхого Завета. То обстоятельство, что первые главы Книги Бытия сложились под влиянием шумерской религии, меня совершенно не смущает. Мы уже говорили об этом, как о заимствовании откровений. Но Закон – это нечто более фундаментальное.
Так что я в раздумиях.
О "методике заимствования" пока не будем. Но то, что Торы, провозглашенной при "исходе", не существует, подрывает буквально все как в иудаизме, так и в исламе и христианстве. Но что делать, против фактов нет приема, кроме демагогии.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Пред.

Вернуться в Разговоры о Библии

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5