Далее Господь поясняет, что он имеет в виду под "новым небом" и "новой землей":13 Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою;
14 рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа.
15 И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем,
16 которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, - потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих.
17 Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце.
18 А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью.
(Исайя, гл. 65)
Мы также помним, что "прежнюю землю" и "прежнее небо" - это те самые "земля" и "небо", которые сотворил Господь (Элогим) и о которых впечатляюще повествует Книга Бытия: "В начале сотворил Бог небо и землю."
Итак, Яхве готовит новый рай. Вот его основные характеристики:
20 Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем.<...>
25 Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь.
(Исайя, 65:20)
А вот что пророк пишет ранее:
6 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин;
7 и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах.
8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь.
(Исайя, 25:8)
Как же понимать - поглощена будет смерть или все же люди будут жить хоть и долго, но все же "умирать столетними" (Ис. 65)? Ап. Павел понимает эти слова однозначно:
51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся
52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
54 Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.
(1 Кор., 15)
О том, что речь идет об одной и той же "земле" и "небе" в обоих случаях - и у пророка, и у Павла, нам подтверждает сам Петр в своем втором соборном послании:
Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.
(2 Пет, 3:13)
Те же самые обещанные "новое небо" и "новую землю" увидел и автор Апокалипсиса, ап. Иоанн:
И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.
(Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис), 21:1)
14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.
(Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис), 20:14)
Итак, когда же Господь говорил правду - когда обещал, что на новой земле не будет смерти, или когда обещал, что люди будут все же умирать "столетними" ((Исайя, 65:20))? Что говорят "богословы"?