Форум портала "Наука и религии мира"

Библейские язычники

Обсуждения, гипотезы, факты, цитаты - все, что нужно светскому человеку знать о Библии.

Библейские язычники

Сообщение S.Eugene » Чт окт 16, 2008 09:28

Язычники практиковали священную проституцию, похищая несовершеннолетних девочек у соседнего народа, педерастию и культ человеческих жертвоприношений Владыке Жара, сжигая заживо по ночам, в своих 6-и летних мальчиков.


Действительно ли язычники имели такие страшные традиции или это преувеличение христиан? Может есть объективные исследования на эту тему.
Аватара пользователя
S.Eugene
 
Сообщения: 891
Зарегистрирован: Чт янв 31, 2008 19:18

Re: Библейские язычники

Сообщение Облезлый кот » Чт окт 16, 2008 11:25

Храмовая проституция действительно была распространена на ближнем востоке в начале 1-го тыс. до н.э., причем и мужская, и женская. Ее следы есть в библии. Человеческие жертвоприношения (в том числе детей) тоже имели место, об этом свидетельствует археология. О "Владыке Жара" и о краже девочек ничего не знаю.
Аватара пользователя
Облезлый кот
 
Сообщения: 473
Зарегистрирован: Пт фев 01, 2008 20:57

Re: Библейские язычники

Сообщение kirgam » Чт май 21, 2009 10:03

Дикие нравы, что говорить! Как правило, в античном мире ближе к христианскому времени это практика отмерла, насколько помнится из истории мне.
kirgam
 
Сообщения: 48
Зарегистрирован: Сб май 16, 2009 22:07

Re: Библейские язычники

Сообщение Atmel » Чт май 21, 2009 10:21

kirgam писал(а):Дикие нравы, что говорить! Как правило, в античном мире ближе к христианскому времени это практика отмерла, насколько помнится из истории мне.
В античном - точно. Потому как античные греки (ну и, потом, римляне) знали о законах фунциклирования мира поболе, чем их предки и древние восточные соседи. Те, кто любит муссировать страшилки древних обрядов, как-то забывают о том, что со временем чудовищные обряды прекращались, жертвы человеческие заменялись животными. Да и человеческие жертвоприношения практиковались не столь уж регулярно, как это гипертрофированно представляет Ветхий Завет. Мне вспоминается один сюжет из 4Цар.3:27 :
24 И пришли они к стану Израильскому. И встали Израильтяне и стали бить Моавитян, и те побежали от них, а они продолжали идти на них и бить Моавитян. 25 И города разрушили, и на всякий лучший участок в поле бросили каждый по камню и закидали его; и все протоки вод запрудили и все дерева лучшие срубили, так что оставались только каменья в Кир-Харешете. И обступили его пращники и разрушили его. 26 И увидел царь Моавитский, что битва одолевает его, и взял с собою семьсот человек, владеющих мечом, чтобы пробиться к царю Едомскому; но не могли. 27 И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене. Это произвело большое негодование в Израильтянах, и они отступили от него и возвратились в свою землю.

Заметьте, что первенец моавитского царя до тех пор не был принесен в жертву, более того, ему надлежало царствовать после отца, но к этому способу воздействия на обстоятельства моавитский царь прибег лишь в самом крайнем случае - или пан, или пропал. Аналогично и во всем Ханаане практика приношения первенцев была эпизодической, только в тех случаях, когда обстоятельства складывались таким образом, что вынужденно прибегали к любым средствам.

Вдобавок к этому в качестве иллюстрации напомню, как у греков человеческая жертва, которую ранее сбрасывали с моста в реку, была со временем заменена чучелом (об этом, кажется, я читал у Геродота, могу посмотреть поподробней), а у славян масленница, в пору весеннего равноденствия, когда время принадлежит Морене, Богине смерти и холода, стала чучелом задолго до прихода сюда христианства. Законы развития общества наглядны. Так что в заслугу христианской религии ставить человеколюбие и моральность не с руки, особенно, если вспомнить о массовых - кстати, доселе невиданного масштаба - жертвах инквизиции, методам которой православные были менее склонны лишь по той причине, что власть на Руси всегда была преимущественно светской. Можно себе представить, что бы было, если б Русь была теократическим государством (или отдельными уделами-"местноархиями").

Да что далеко ходить? - в кровавую человеческую жертву верили... сами христиане. Ведь Иисус был принесен в жертву и как человек.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Библейские язычники

Сообщение Atmel » Чт май 21, 2009 10:56

Вот, что пишет христианский археолог G. Ernest Wright в "Библейская Археология" (1960) :

Религия Ханаана, как мы знаем из текстов, найденных в Рас-Шамра, и из Ветхого Завета, несомненно, включала в себя сложные ритуальные системы и, прежде всего, жертвенный ритуал. Известно, что в жертву приносилось большое количество животных и птиц. Из библейских и римских источников мы знаем также о том, что порою в жертву приносились дети, - достаточно вспомнить рассказ о Месе, царе Моавитском (4 Цар. 3:27). При раскопках найдено большое количество сосудов с детскими костями, однако детская смертность в ту пору была крайне велика, и потому мы можем быть уверены в том, что найденные детские захоронения, в большинстве своем, не имеют никакого отношения к обряду жертвоприношения.
(Гл. 1. Религия Израиля и Религия Ханаана. Культ

А между прочим именно к этим находкам апеллируют бесчисленные христианские проповедники.

Религия хананеев, в которой столь большую роль играло сексуальное начало, была обращена, главным образом, к низменной стороне человеческой натуры. И потому она представлялась религиозным израильтянам омерзительной и низкой. Во Второзаконии на ритуальную проституцию накладывается запрет (Втор. 23:17-18). По большей части, поклонение богам происходило на "высотах," где сооружались жертвенные алтари (см. 1 Цар. 9:12; 3 Цар. 3:4). Лучший образчик алтаря хананеев для огненной жертвы, найденный в Мегиддо, датируется примерно 1900 годом до Р.Х. У его подножия найдено множество костей животных - останки жертв, сжигавшихся на вершине алтаря.
(Дж. Райт, там же)


Здесь же надо заметить, что и сама израильская религия, основная часть которой выражена в Жреческом кодексе, вышла из политеистического культа Ханаана, заимствуя как религиозные ритуалы, так и представление о боге, нуждающемся в жилище (храме, скинии...).
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Библейские язычники

Сообщение Atmel » Чт май 21, 2009 11:50

О традициях жертвоприношений в Риме и их связи с уровнем производительных сил общества:

Интересно сообщение Варрона (11, VI, 24), относящееся к празднованию Ларенталий, учрежденных, согласно традиции, в честь Акки Ларенции: на ее могиле на Велабре приносили в жертву богам Манам рабов. У Макробия (Sat., I, 7) говорится, что долгое время богам Диту и Сатурну по оракулу посвящались люди. Однако Геркулес заменил человеческие жертвоприношения в честь Дита приношением человеческих изображений, а в честь Сатурна, истолковав в изречении оракула слово fwia как lumina, — зажжением восковых свечей. О принесении детей в жертву богине Мании, матери Ларов, сообщает тот же Макробий (Sat.. I, 7). Ссылаясь на Альбина Цецину, он говорит, что это было запрещено, но восстановлено Таркинием Древним. Обычаем убивать «лишних» девочек справедливо объясняет Э. Перуцци [70] ограничение женских имен в форме числительных порядковым Quatra. Ромулу приписывается, как уже отмечалось выше, установление воспитывать детей, достигших трех лет, за исключением явных калек, что должно быть удостоверено свидетельством пяти соседей (Dionys., II, 15; Cic. leg. Ill, 8, 19; XII tab.. IV, 1).

В позднем Риме исполнялись аргейские обряды. Перечисление 24 мест аргейских святилищ дано Варроном (11, V, 45—54). Он же описал эти обряды, относя их происхождение к аргивянам, т. е. к ахейским грекам, прибывшим в Италию с Геркулесом. Состояли они в том, что ежегодно 24 или 27 человекоподобных чучел, изготовленных из соломы, сбрасывались со свайного моста жрецами (11, V, 45; VII, 44). Об обычае бросать в Тибр соломенные изображения людей весталками сообщает Павел Диакон (Argeos). Обряд сбрасывания человеческих изображений в реку связывает с Геркулесом и Макробий (Sat., I, 11). Одно из объяснений состоит у него в том, что это было воспоминанием об умерших спутниках героя, чьи души вслед за куклами как бы устремлялись по воде на родину, до которой они не дошли. Второе говорит о замене человеческих жертвоприношений богу Диту. Эти многочисленные упоминания и объяснения совершенно, как нам кажется, исключают толкование Аргеев, предложенное Пальмером [71], согласно которому ежегодно сбрасывались в реку прошлогодние соломенные палатки, служившие местом совершения аргейских священнодействий по куриям. Очень трудно разглядеть в словах «simulacra» и «effigies», которые употребляются Варроном и Макробнем, палатки или шалаши. Интерпретация Пальмера тем более не убедительна, что античные авторы дают дополнительный материал в пользу существовавших у римлян человеческих жертвоприношений, отказ от которых связан с Аргеями. Макробий задает своему воображаемому собеседнику риторический вопрос: «Что же, лишать права голосования столь ученых мужей, подобно тому, как сбросить с моста шестидесятилетних?» Эта загадочная фраза стала в Риме поговоркой, которую пытался объяснить Фест. Под словом «depontani» у него стоит: так назывались шестидесятилетние, которых сбрасывали «с моста». Под словом «sexagenarii» у него идет лакунированный текст, в котором говорится, что поговорка происходит от древнего аргивского обычая приносить ежегодно в жертву Отцу Диту шестидесятилетнего человека в память о прибытии Геркулеса, но это было запрещено, и весталки стали бросать в Тибр соломенных кукол. Некоторые же, как передает Фест, говорят, что обычай пошел от того времени, когда после освобождения от галлов во время голода стали избавляться от шестидесятилетних, бросая их в Тибр. Третье объяснение Феста, почерпнутое им у Сенния Капитона, сводится к тому, что молодые люди во время избирательных комиций кричали, что стариков надо сбрасывать с мостков, потому что они не исполняют общественных должностей, что вопрос об избрании должен решаться ими, молодыми.

Как кажется, последнее объяснение является стыдливым прикрытием существовавшего в древности обычая, шокировавшего просвещенный Рим с его традиционным почтением к древности и старости. Это подтверждается другими римскими празднествами. Об одном из них рассказывает Фест. Поясняя название Piscatori ludi, т. е. праздник рыбаков, он говорит, что богу Вулкану приносят в жертву живых рыбок вместо человеческих душ. О другом празднестве сохранились сведения в сокращении фестова словаря у Павла Диакона под словом Pilae. Там сказано, что во время Компиталий на перекрестках подвешиваются чучела и куклы мужского и женского облика, потому что этот день считается посвященным подземным богам, которых зовут Ларами. И чучел надо столько, сколько рабских голов, т. е. рабов, а кукол — сколько детей, чтобы боги щадили живых и довольствовались этими чучелами и человеческими изображениями. Это известие Павла Диакона по смыслу и значению совпадает с упомянутым выше сообщением Макробия о жертвах детьми в пользу матери Ларов и свидительством Варрона о жертвоприношении рабов на могиле Акки Ларенции.

Итак, действительно, в Риме, как и в других обществах [72], некогда существовали человеческие жертвоприношения, связанные с недостатком средств к существованию. Относительно замены их бескровной жертвой, имитирующей человека во время Аргейских процессий, есть сведения, возводящие их к Геркулесу, т. е. связывающие их с греческим влиянием. Однако у Варрона (11, VII, 43) и у Ливия (I, 21, 5) введение Аргейских священнодействий относится к Нуме. Здесь можно высказать предположение, что ахейские греки познакомили предков римлян со своей практикой. Но утвердилась она позднее, в начале царской эпохи, и, вероятно, была зафиксирована Нумой в числе других сакральных установлений.

Подводя итог, можно заметить, что именно при Ромуле и Нуме происходят запреты на человеческие жертвоприношения. Разумеется, отказы от таких жертвоприношений имели место и раньше. Ведь судьба близнецов и основание ими Рима — не что иное, как проявление обыкновения избавляться от лишнего, ненужного потомства, с одной стороны, и как воплощение ver sacrum — с другой. Ver sacrum определяется Павлом Диаконом в связи с необходимостью для италиков, живших некогда в тяжелых условиях, подверженных опасностям и приносивших поэтому в жертву живые существа. Ver sacrum, согласно его пояснению, заменило убийство невинных детей обычаем высылать их, повзрослевших, за пределы обитания общины для основания колонии. Отказ от кровавых и жестоких истреблений людей нельзя объяснить, вслед за античными авторами, просто смягчением нравов. Это смягчение было обусловлено глубинными экономическими причинами, подъемом уровня производства. В том же ряду стоит и появление института рабства в Риме, в свою очередь, способствовавшее дальнейшему прогрессу производительных сил.
И.Л. Маяк. Рим первых царей


О человеческих жертвах у греков:
В заключение заметим, что в древнейшие времена в Греции, без сомнения, совершались и человеческие жертвоприношения; на это указывают как мифы (о Тантале; Ликаоне, Ифигении, Поликсене, потомках Афаманта и др.), так и прозвища некоторых богов, например, ZeuV LafustioV, WmadioV, или DionusoV WmhsthV, AgriwnioV. В исторические времена такие жертвоприношения в большинстве случаев были отменены или совершались только символически, но некоторые продолжали существовать (например, в Аркадии на Ликейской горе. Плат. Гос. VIII, 565; Феофраст у Порф. О воздерж. II, 27; Павс. VII, 38, 5).
Латышев. Очерк греческих древностей. Жертвоприношения

Кстати, мне кажется, примечателен один из сходных требований к жертве у иудеев и греков:
Определения относительно качеств жертвенных животных также были весьма различны. Наиболее общим правилом было то, чтобы в жертву приносились только животные здоровые и свободные от телесных недостатков, но даже и это правило допускало исключения; например, спартанцы не стеснялись жертвовать и искалеченных животных (anaphra. Плат. Алк. II, 149 а)

ср. с Левит 1 и в др.:
3 Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока;
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Библейские язычники

Сообщение Atmel » Чт май 21, 2009 12:24

Мда, а о жестоком Востоке я немного поторопился.
К концу VI в. до н. э. карфагеняне вновь вступили в борьбу с греками. На этот раз военные действия разворачивались, по-видимому, одновременно на двух направлениях: в Сицилии и в районе Испании. Начало войн на сицилийской земле связано с именем того же Дориэя, с которым совсем недавно карфагеняне столкнулись на побережье Африки. Геродот (V, 43—48) рассказывает, что после неудачной африканской авантюры спартанский царевич с теми же людьми отплыл в Сицилию, чтобы обосноваться в ее западной части, в районе Эрика, т. е. между финикийскими городами Панормом и Солунтом. По пути он вмешался в войну между Кротоном и Сибарисом, закончившуюся разрушением последнего. Это сообщение даст дачу новой авантюры Дориэя — 510 г. до н. э. Попытка греков утвердиться в западной части Сицилии вызвала резкий отпор как финикийцев, так и элимов из Эгесты. Возможно, что последние даже стали непосредственными инициаторами выступления против греков (Will, 1972, 224). Ко времени совместного выступления против Дориэя последний уже успел основать город Гераклею (Diod. IV, 23, 3), который довольно быстро вырос и поставил под угрозу политические и, по-видимому, экономические интересы финикийцев, так что те с охотой откликнулись на инициативу элимов. В результате Дориэй был убит, а Гераклея разрушена. В войну вмешались, по словам Юстина (XIX, 1,9), другие народы Сицилии, под которыми явно надо понимать греческие полисы острова (Berard, 1953, 264). Развернулась длительная война, в которой эллины не раз одерживали победы. В это время в Карфаген прибыли послы персидского царя Дария, который на основании своего господства над Тиром считал себя и верховным повелителем Карфагена. Царь потребовал от карфагенян отказаться от человеческих жертв, погребения трупов и поедания собак, а главное — оказать ему помощь в планируемой войне с греками.
Карфаген. Борьба с греками и дальнейшая экспансия


Отмены человечнских жертвоприношений от Карфагена требовали и греки.
Щас буду вспоминать имя греческого полководца, который после своей победы над Карфагеном также поставил это категорическим условием.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Библейские язычники

Сообщение Корочун » Чт май 21, 2009 12:30

Где-то прочитал, что культ Ваала с человеческими, в т. ч. детскими, жертвами окончательно смогли раздавить только муслимы.
Давно пора, [цензура] мать,
Умом в России понимать!

© И. Губерман.
Корочун
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: Пт апр 11, 2008 08:27

Re: Библейские язычники

Сообщение Atmel » Пн май 25, 2009 10:40

Корочун писал(а):Где-то прочитал, что культ Ваала с человеческими, в т. ч. детскими, жертвами окончательно смогли раздавить только муслимы.

Сомнительно. Может, какие-то отдельные тайные секты и практиковали культ человеческих жертвоприношений, но уже действовало гражданское законодательство, прекследовавшее такого рода варварства.

Вспомнил имя греческого полководца - Гелон, царь Сиракузский. После победы в 480 г. до н.э. над Карфагеном внес в мирный договор с карфагенянами особый пункт, согласно которому кровожадные карфагеняне должны были навсегда отказаться от человеческих жертвоприношений.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

След.

Вернуться в Разговоры о Библии

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6