Celt » Вт июл 14, 2009 12:54
Нужно начать с того, что вселенские соборы должны иметь какие-то правила организации, по которым они идентифицируются как вселенские.
1) должен быть созван императором
2) присутствие делегации от римского папы
3) такой собор должен сам себя именовать "вселенским"
4) он должен быть завершен, решения подписаны, утверждены императором и приняты властями к исполнению на местах
Из тех, что признает православие, под эти категории не подпадают II, III и VI (Трулльский) Вселенские соборы. Они просто не соответствовали статусу вселенских. III собор соответствовал, но не был завершен, его разогнали еще до подписания решений.
В то же время был реальный Вселенский собор в Сердикии в IV в., соответствующий всем параметрам, но он был незаконно понижен до статуса поместного.
Что касается католиков, то Константинопольский (II) и Трулльский они не признали, а также имеют множество других, состоявшихся позже.
Кодексы правил имеют незначительные расхождения, но очень трудно найти об этом литературу. Также среди правил есть противоречия. Нужно учесть и то, что каноническое право в православной церкви было утверждено как раз Трулльским собором, который был поместным, а не вселенским (являясь незаконным продолжением реального VI Вселенского, который никаких правил не издавал). Трулльский собор узаконил каноны не только вселенских, но и ряда поместных, а также св. отцов для обязательного употребления.
Толкований канонов существует множество. Сейчас никто их не трактует, т. к уже созданы наиболее авторитетные трактовки. Ну а вообще трактовать может всякий, кто разбирается в вопросе. Вот только если он что-нибудь натрактует так, что это не понравится руководству церкви, то слушать его никто не станет.
Каноническая практика в каждой поместной церкви сильно расширена разными мелочными законами, но вселенского значения они не имеют. У нас это были до революции всякие постановления Синода, регулирующие церковную жизнь и правила совершения треб, их огромное количество.
Думаю вряд ли нужно подчеркивать тот факт, что в церкви не исполняются правила, можно сказать, нагло нарушаются, и так было всегда. Да и само каноническое право расходится с практикой древней церкви, когда миряне принимали активное участие в церк. жизни. Такого участия нынешние правила не предполагают вообще.