отвечу вот такой цитатой, с которой согласился:
Atmel писал(а):Когда мы пытаемся понять что-либо в Библии, нам не следует отрываться от всей совокупности знаний, которые нам предоставляет археология и история, а не только текстология.
Что такое "толк" которого вы от нас доискиваетесь? Можно в виде определения "толк которого я от вас доискиваюсь - это..." и тд. Ну можно? А то Чайник вот например полно приводил в этом топике из "всей совокупности знаний" и пр, а вы ему пеняете что толку мало в топике. А Облезлый Кот вообще занимается исключительно тем что исследует эту самую "всю совокупность", но и у него вы толку не нашли. Так что цитата Atmel-а вопрос не сняла.
Как же Христос, не говорил? Сами и привили цитату. Кстати она не про "немытые руки" в частности, а о омовении кружек, котлов, скамей и сему подобном, т.е.
Темой разговора Иисуса с фарисеями были именно не мытые руки его учеников. "Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? "(Мк 7:5)
Что же касается кружек, котлов и тп то я написал "придумали себе ещё и всякие "предания старцев"(7:3-5) ", "предания" во множественном числе, это и означает все эти кружки, котлы и проч если вам не ясно. Я ещё и ссылку на Марка дал что бы если что можно было прочитать что это за "предания" без моих комментариев про неряху Иисуса
Скамей(вообще "лож", лежанок типа) в оригинале похоже не было, это слово дано в подстрочнике Винокурова в квадратных скобках, в современных русских переводах его нет. Так же Textus Receptus(с которого сделан синодальный перевод) в стихе 8 вставляет дополнение отсутствующее в древних рукописях "омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное ". Тот кто делал эту вставку вложил в уста Иисуса обвинение фарисеев в том что автор говорит о них выше в стихе 3, но вставка не упоминает эти треклятые ложи-скамьи видимо их не было в той рукописи которая лежала перед лицом ответственным за это "прибавление к слову божьему"(с). Если рассмотреть перечень того что фарисеи делали по преданию старцев отбросив "ложи"(и даже если не отбрасывать, ели то евреи как раз "возлежав") то ясно что речь идёт о ритуалах связанных с приёмом пищи - омовением рук(прежде всего именно они стали камнем преткновения Иисуса и фарисеев), посуды и утвари. Речь здесь идёт не о пище запрещённой Торой, а о ритуалах связанных с приёмом пищи которая Торой разрешена - Иисус не однократно заостряет внимание на том что фарисеи придумали собственные предания, а Тора об этом ничего не говорит:(7:7)"но тщетно чтут Меня, уча учениям,
заповедям человеческим", (7:8)"Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь
предания человеческого", нелепо читать в том духе что преданием человеческим он называет Божий Закон, нелепо да и невозможно так как он точки над "i" сам и расставляет дальше:(7:9-10)" И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.", заповедь Божья - это то что сказал Моисей, а предания человеческое это традиция которая исходит от "старцев"(точнее от "старших") о которой Моисей ничего не говорил. Совершенно обычный и сейчас спор православных с их священным преданием и протестантов с их "только писание", ничего не изменилось за 2000 лет, только лица.
о том, что люди чтут Его устами, а не сердцем.
Бога "чтут устами, а не сердцем", а не Иисуса. Он там знаете ли Исайю цитирует, а не от первого лица говорит. А вот уже Исайя говорит от лица Бога.
Что еда в сердце не входит, не может осквернить его, потому не важно что ты кушаешь, важно что из него (сердца) исходит.
1)Это была притча "И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его
о притче.".
2) Если бы он в этом месте отменял слова Моисея из Торы про то что нельзя есть кроликов(и прочее), то это выглядело бы дико, получилось бы так что он ссылается на постановления Моисея одновременно и как на заповеди божьи и как на предания человеческие. Но он говорит что это фарисеи со своим "преданием старцев" уклонились от слов Моисея. " Ибо
Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя
слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное. "(7:10-13) то что сказал Моисей по мнению Иисуса - это слово Божье, а фарисеи его устраняют тем, чего Моисей не говорил. Фарисеи считали что разрешенная Торой пища если принимать её не правильно может их осквернить Иисус рассказал притчу(не заповедь дал, притчу рассказал) в которой объяснил что это не так, но он не говорил "не важно что ты кушаешь" это вы к нему присочинили.
3)Параллельное место Матфея говорит прямо (Мф 18:20)"а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека,
19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления 20 это оскверняет человека;
а есть неумытыми руками — не оскверняет человека."
Иисус не говорил что можно нарушать законы Моисея, которые он считал законами Божьими, он рассказал притчу, притчу направленную против фарисейских прибавлений к Закону Моисея. Кроликов запретил есть Моисей, а не фарисеи с их преданием старцев и Иисус этот запрет никогда не отменял.