Характерный мотив символики зайца — плотский грех. Олицетворял распутство. Являлся символом гомосексуальности, связанным с представлением, что зайцы ежегодно меняют пол. Дева Мария изображалась иногда с белым зайцем у ног, что означало ее победу над плотскими искушениями. Выражение "заячий характер" — синоним робости. Средневековый образ рыцаря, за которым гонится заяц, символизировал трусость. Впрочем, у ряда восточных народов заяц ассоциируется с хитростью. Другой аспект символики зайца — скорость. Являлся обязательным атрибутом саксонской богини весны Еостре. В контексте весеннего культа символизировал продолжение жизни и ее обновление. По легенде, Кир Великий обнаружил послание, упрятанное в брюхе зайца. В Средние века образ зайца ассоциировался с праздником Пасхи, поскольку бытовало представление, что именно заяц приносит пасхальные яйца. Считается нечистым животным, поэтому зайчатина запрещена ветхозаветной традицией к употреблению в пищу. Повсеместно встреча с зайцем считалась предвестьем несчастья, чаще всего пожара. В русских народных рассказах зайцы служат помощниками ведьм и колдунов. Дальневосточные айны верили, что зайцы — это заколдованные люди. Белый заяц в Англии символизировал невест, брошенных женихом. Согласно корнуольским суевериям, видение зайца преследовало изменников, доводя многих до самоубийства. Древние бритты гадали по заячьему бегу. Заяц — антипод волка. Образ зайца связывается с некоторыми анатомическими дефектами — косоглазием, заячьей губой.
Энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы»
Апологеты апеллируют к тому, что у зайцев образуется в слепой кишке особый, мягкий кал, который они поедают и подвергают вторичному перевариванию (см. здесь. Но это тоже не выход. Поедание каловых масс не указывает на какое-либо отрыгивание.
Вымер ли зверь арневет и жуют ли жвачку заяц и "кролик"?
В Левит (11: 5-6) сказано, что звери "арневет" ("заяц") и "шафан" (в синодальном переводе - "тушканчик", в ряде других - "кролик") жуют жвачку и имеют нераздвоенные копыта. Это не так, что служит доводом против боговдохновенности Библии. Моррис (1995, с. 380-381) объявил, что переводчики ошиблись, арневет - не заяц, а вымерший зверь. Хэм и др. (2000, с. 123) сначала заявили, что "кролики "жуют жвачку" в точности как коровы и овцы", а затем, буквально на той же странице, что "в оригинальном древнееврейском тексте сказано не "жует жвачку", а "поднимает то, что было проглочено". Кролик заново ест то, что уже проглотил - частично переваренные катышки. Так что атеисты в очередной раз ошиблись".
В действительности это авторы "Книги Ответов" "в очередной раз" обманули единоверцев, несведущих в зоологии и иврите! Речь в Библии идет вовсе не о поедании зайцами своих фекалий. В еврейском тексте (Old..., 1991: 105) о зайце и "кролике" четко сказано "жует жвачку" теми же словами ("маалэ гэра"), что и о жвачных. Зайцы (русак, Lepus europaeus, и песчаник, L. capensis) здравствуют на Ближнем Востоке, а "арневет" ("арнав") на иврите - действительно заяц. Зато "шафан" Библии - не кролик, отсутствующий на Ближнем Востоке, и не тушканчик, а даман (Procavia), родич крупных копытных, внешне похожий на кролика, тоже живущий семьями в норах. Когти дамана плоские, похожи на копытца (Банников, 1971). Финикийцы, родичи и соседи евреев, приплыв на Пиренейский полуостров, где, приняв за даманов настоящих кроликов, назвали страну "И-Шапан" - "Остров даманов". Так появилось название "Испания". Наконец, даманы (а равно - зайцы и кролики) часто двигают челюстями, имитируя жевание, что и склонило древних к мнению о жвачности этих животных (Акимушкин, 1971, с. 138-139).
НЕКОТОРЫЕ КОММЕНТАРИИ К “БИБЛЕЙСКОЙ ЗООЛОГИИ”