Форум портала "Наука и религии мира"

Жестокие христианские святые

Политология, социология, история.

Жестокие христианские святые

Сообщение Atmel » Пт авг 05, 2011 10:01

Начнем с августейших особ.

Император Константин

1. Император Константин.

В начале IV века в ожесточенной борьбе полководцев одержал верх один из них — Константин. По его приказу в Риме воздвигли триумфальную арку. Впервые установили такую арку не в память о разгроме внешнего врага, а в честь победы одних римлян над другими. При этом безжалостно сорвали статуи и рельефы с арки «лучшего из императоров» Траяна и поместили их на арку Константина.

По утверждению богословов, Константин и Елена имеют особые заслуги перед христианской церковью и поэтому носят звание «равноапостольных» (равных апостолам) святых, иными словами, они приравнены церковью к ближайшим ученикам Христа.
В период правления императора Константина I (306—337 гг.) христианство в целом ряде провинций Римской империи и в самом Риме уже представляло собой богатую централизованную церковную организацию и было силой, с которой приходилось считаться даже императорской власти.

Христианство больше, чем все другие религии того времени, соответствовало социальным условиям разлагавшегося античного общества. Константин не только понял новую роль, значение и возможности христианской религии, но и оказался настолько дальновидным и ловким политиком, что сумел использовать христианскую церковь в своих интересах.

Вместе с соправителем Лицинием Константин издал летом 313 г. в Милане эдикт о веротерпимости, в кото¬ром говорилось:
«Мы, императоры Константин и Лициний, заботясь о благе и пользе подданных, установили относительно богопочитания, чтобы христианам и всем дана была полная свобода жить в той вере, в какой кто хочет, чтобы небесное божество было благорасположено к нам и ко всем, которые находятся под властью на¬шей... Определяем, чтобы христианам возвращены были конфискованные в казну или частным лицам отданные имущества, также, чтобы были вновь отданы места их собраний».

Допустив этим эдиктом христианство в качестве равноправной религии, Константин начал всячески поддерживать его и постарался привлечь на свою сторону прежде всего высшее христианское духовенство. Для начала христианскому духовенству были предоставлены такие же права, как жрецам других религий, т. е. право принимать дары, вклады и завещания в пользу церкви, право утверждать отпущение рабов на волю, право давать убежище осужденным. Осмелевшее христианское духовенство начало широко пользоваться полученными правами, стремясь в то же время захватить в свои руки большие богатства языческих храмов. Этот грабеж языческих храмов осуществлялся при фактическом покровительстве правительства.
Однако всячески поддерживая христианскую церковь и даже превратив позднее христианство в господствущую религию, Константин проводил свою религиозную политику весьма тонко, гибко, дальновидно. Он прекрасно понимал, что в условиях, когда большинство населения Римской империи придерживалось старых на¬циональных религий, а к христианству относилось враждебно, нельзя было силой насаждать христианство. Поэтому он проводил политику постепенного слияния старых, языческих религий с христианством, политику, направленную на поглощение этих религий христианством. Он установил, например, в качестве еженедельного государственного и христианского праздника день солнца — воскресенье. Был дан приказ во всех военных легионах в воскресенье читать особую молитву, которая была составлена так, что в одинаковой степени годилась как почитателям Христа, так и почитателям римского бога Юпитера, греческого Зевса, персидского Митры, эллинского Сераписа и т. д.

Очень ярко политика Константина проявилась при перенесении в 330 г. столицы Римской империи в Кон¬стантинополь. Новая столица стала на какое-то время центром христианства. Одновременно туда же были перевезены и различные греко-римские языческие святыни.
По распоряжению Константина все религиозные шествия и обряды, связанные с освящением новой столицы, проводились христианским духовенством совмест¬но с языческими жрецами. В сенате, устроенном по образцу римского, была установлена статуя богини счастливой судьбы города Тахи, но на лбу этого языческого божества по указанию Константина укрепили крест, символ христианской религии.

Так Константин без применения репрессий умело приучал к христианству многочисленные враждебно настроенные по отношению к новой религии слои населения и в то же время помогал христианству поглощать национальные религии, превращаться в господствующую религию.
Сам Константин не порвал с языческой религией до конца своей жизни, приняв крещение лишь за несколько дней до смерти. Умер Константин в звании главного языческого жреца — великого понтифика. Это не мешало христианам считать его своим единоверцем.
Вся история царствования Константина характеризует его как расчетливого, хитрого и дальновидного политика и в то же время коварного и жестокого деспота, загубившего множество жизней, в том числе и своих близких родственников.

Ничем нельзя оправдать бесчеловечные поступки Константина по отношению к ближайшим членам своей семьи. Жертвами его подозрительности и жестокости в 326 г. пали его сын Крисп, племянник Лициний и жена Фауста. Опасаясь растущей популярности своего сына Криспа, он приказал его обезглавить. Свою жену Фаусту Константин утопил и сварил в горячей ванне.
Еще более жесток был Константин по отношению к своим политическим противникам. Он расправлялся не только лично с ними, но и с их семьями. Так, жену своего соперника Максимиана Константин приказал утопить в реке, а министров, жрецов и детей Максимиана — умертвить. Константин казнил также жену и дочь своего предшественника — императора Диоклетиана. И это лишь немногие из жертв кровожадного императора.
Таков был в действительности император Константин, которого христианская церковь причислила к лику святых, равных по святости апостолам, верным ученикам Христа. Христианская церковь не только простила Константину все его прегрешения, но превратила его в великого святого только за то, что он первым из римских императоров принял христианство и сделал его господствующей, государственной религией Римской империи.

Во времена его правления положение колонов - земледельцев, бравших землю для обработки не несколько лет у владельца земли - менялось к худшему. Они должны были теперь платить, кроме части урожая владельцу земли, еще и налог в императорскую казну. Особенно тяжело жилось колонам на обширных землях, принадлежавших самому императору. Здесь государственные сборщики налогов беззастенчиво грабили колонов, вымогая деньги, намного превышавшие положенную плату. Тех, кто не желал платить, бросали в тюрьмы и требовали выкуп за освобождение. Доведенные до отчаяния колоны переселялись с государственных земель в имения богатых землевладельцев, где им жилось лучше. Землевладельцу не было выгоды разорять колонов, налог он собирал сам и лишнего не брал.
Борясь с бегством колонов, Константин издал указ, запрещавший им уходить с участков, которые они обрабатывали. Дети колонов должны были оставаться в том месте, где родились, и обрабатывать ту же землю, что и их родители. Беглых колонов ловили и обращали в рабство.
Колоны и рабы поднимали восстания. Особенно мощные были они в Галлии и Северной Африке. Римские войска жестоко подавляли восстания, но они вспыхивали вновь.

Мать Константина, императрица Елена, недалекая, жестокая и деспотичная, к концу своей жизни целиком попала под влияние христианских церковников. Будучи уже восьмидесятилетней старухой, Елена совершила паломничество к святым местам в Палестину. Эта ее поездка была использована святыми отцами после ее смети для создания легенд об обретении Еленой в Палестине целого ряда христианских святынь: креста, на котором был якобы распят Иисус Христос, гвоздей, которыми он был прибит, и целого ряда вещей, принадлежавших якобы богородице. Вот, собственно, и все заслуги императрицы Елены перед церковью.

В истории христианства с именем императора Константина связан перелом в составлении христианского канона, который произошел в IV в. В 313 г. римские императоры Константин и Лицинин издали предписание - так называемый Миланский эдикт, согласно которому христиане получали разрешение свободно отправлять свой культ. Христианские общины получили также право владеть землей; отобранное у них во время гонений имущество возвращалось им. Начался процесс превращения христианства в государственную религию. Руководители христианской церкви получили наконец возможность использовать всю мощь государственного аппарата империи для внедрения одной определенной доктрины и для гонения не только (или даже не столько) на язычников, но и на те христианские учения, которые они считали еретическими. Императорам в свою очередь нужна была единая церковь с единым учением, единым централизованным руководством, которое соответствовало бы централизованному управлению империей. Чтобы разобраться в междоусобной борьбе христиан, император Константин (306-337 гг.) потребовал, чтобы епископы представили ему копии "священных" книг. Начались длительные совещания, епископы созывали съезды (соборы), обменивались посланиями, чтобы точно установить канон. Только в 363 г., уже после смерти императора Константина, на соборе в Лаодикее было принято решение разослать по христианским общинам письма с перечнем канонических произведений.

Праздник - день святого Константина и святой Елены

День святого Константина и святой Елены пришелся на Руси по времени на период посева льна. Поэтому он и получил народные названия «Елена-льносейка» и «Елена — длинные льны». Лен исстари был на Руси важнейшей технической культурой. Поэтому не удиви¬тельно, что в крестьянском быту сложился ряд магических обрядов, отправление которых должно было обеспечить получение хорошего урожая и высокого качества льна. Пережитки таких магических обрядов сохранились до более позднего времени, а так как посев льна приурочивали ко дню святых Константина и Елены, то и обряды и обычаи, связанные с посевом льна, вошли в обряды этого праздника. Так, выезжая в поле, сеятель брал с собой печеные яйца. На пашне он их подбрасывал вверх со словами: «Расти лен столь высок, как яйцо взлетело». Затем сеятель съедал яйцо, раздевался догола и катался голый по земле. В результате всех этих манипуляций лен якобы должен был родиться высоким, ВОЛОКНИСТЫМ И ЧИСТЫМ.

Все эти обычаи — несомненные пережитки жертвоприношений духам растительности, а катание по земле нагишом связано с поверьем, что таким образом можно усилить плодородие почвы.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Жестокие христианские святые

Сообщение Atmel » Пт авг 05, 2011 10:29

Еще один император Византии

Святой Юстиниан

Церковь чтит память благоверного царя Юстиниана и царицы Феодоры.

Император Юстиниан известен в истории своими успешными войнами с врагами Византийской империи, а также изданием полного собрания римских законов. Но, сверх того, он прославился своими заслугами в пользу христианской Церкви и православия. Так, он предпринял немало забот к распространению христианства и к искоренению язычества. Закрыв языческие школы в Афинах, он повелел, чтобы преподавание наук вели иноки. Язычество более всего подвергалось его преследованиям в самой столице его царства - Византии, а также и в Малой Азии. С целью обращения ко Христу язычников Юстиниан послал в Малую Азию Иоанна, епископа Ефесского, и тот крестил там до 70 тысяч язычников, а император построил для обращенных до 90 церквей.

Наряду с распространением христианства Юстиниан радел о сохранении чистоты православной веры. В его царствование продолжали беспокоить Православную Церковь несториане, которые учили, что Христос не был Богочеловеком и что Божество только обитало в Нем, как в простом человеке [2]. Еще более несториан волновали Церковь монофизиты, учившие, что в Иисусе Христе Божеское естество поглотило человеческое. Против этих-то произвольных измышлений человеческого разума Юстиниан составил песнь: "Единородный Сыне и Слове Божий", которую повелел петь за Богослужением [3]. По его же стараниям в 553 году был созван пятый Вселенский Собор для осуждения несторианских мыслей в сочинениях Феодора Мопсуетского, Феодорита Киррского и Ивы Едесского [4] и для прекращения раздоров в Церкви [5].

Ревнитель православия и благочестия, Юстиниан много заботился о богослужении Православной Церкви и о благолепии храмов, как мест Богослужения. В своем своде законов он поместил, между прочим, закон об обязательном повсеместном праздновании праздников Рождества Христова, Крещения Господня и Воскресения, Благовещения Пресвятой Богородицы и других. Кроме того, Юстиниан построил много прекрасных храмов во славу Пресвятой Богородицы, апостолов и других святых. Самым знаменитым созданием Юстиниана считается храм святой Софии, Премудрости Божией, в Константинополе.

Построенный еще равноапостольным царем Константином, этот храм при Юстиниане был сожжен во время одного бунта. Благочестивый царь собрал лучших строителей, не щадил золота и денег и соорудил храм на удивление векам по своему величию и красоте.

В своей частной жизни Юстиниан проявлял высокое благочестие. Всегда набожный, он проводил Великий пост в суровом воздержании и молитвах, не вкушал хлеба, а довольствовался растениями и водой, да и то через день и два.

Так, живя в чистоте и благочестии, он царствовал 39 лет и мирно скончался о Господе [6]. За заслуги Церкви и за благочестие он причислен по смерти к лику святых. Вместе с ним причислена к лику святых и его супруга, царица Феодора, которая была сначала грешницей, но потом раскаялась и провела остаток жизни в чистоте и благочестии.


Итак, официальный христианский источник перечисляет то, чем ей запомнился в истории этот великий император. Но о его деяниях церковь упоминает далеко не все.

Одно из самых выдающихся достижений его правления - это Храм святой Софии в Константинополе. Это действительно грандиознейшее произведение архитектуры, восхищающее глаз и по сей день. Вновь воссозданный храм поражал и своими размерами, и величиной своего купола, и невиданной по красоте и богатству внутренней отделкой. Говорят, что после освящения собора Юстиниан обошел его и воскликнул: "Слава Богу, признавшего меня достойным для свершения такого чуда. Я победил тебя, о Соломон!" (Дашков: "Юстиниан Великий".)

Возрождение Софии положило начало невиданной по своим размерам строительной деятельности Юстиниана. Поврежденный пожаром константинопольский дворец был отреставрирован с небывалой роскошью. На азиатском берегу Пропонтиды, неподалеку от Халкедона, был возведен роскошный, окруженный садами дворец Герея — летняя резиденция императора. В одном Константинополе и в соседних предместьях Юстиниан построил двадцать пять церквей во имя Христа, Святой Девы и святых; эти церкви были большей частью украшены мрамором и золотом.

Но при этом из поля зрения исчезает то, какой ценой все это было построено. Страсть к гигантостроительству истощила экономику Византийской империи, что стало одним из причин ее дальнейшего упадка, а средства, растрачиваемые на строительство, восполнялись резким повышением налогового бремени населения. Для восполнения затрат казны империя начинала захватнические войны.

Деспотизм и непомерные налоги, идущие на гигантостроительство и роскошь царского дворца, приводили к бунтам гражданского населения.

Святой Юстиниан отнюдь не отличался пресловутым христианским смирением. Церковь предпочитает не вспоминать, как расправлялся со своими политическими оппонентами и возмущенным народом этот "святой".

Начало его правления было отмечено мощным восстанием в столице, известным как восстание "Ника". Все началось с того, что городские власти Константинополя приговорили какого-то мятежника к смерти. 14 января 532 г. горожане захватили тех, кого вели на казнь, и тут же, ворвавшись в тюрьму, освободили всех заключенных там за мятеж или иное преступление. Город был подожжен, словно он находился в руках неприятелей. Храм Софии, бани Зевксипп и императорский дворец от пропилей до дома Ареса погибли в пламени; тогда же сгорели многие частные дома. Юстиниан с императрицей и некоторые из сенаторов пребывали в страхе и бездействии. Император попытался уговорить жителей прекратить бунт. Однако его освистали и заставили удалиться с позором. Другие требовали, чтобы императором стал Ипатий. К мятежу примкнула значительная часть сенаторов (Дашков: "Юстиниан Великий").

Терзаемый страхом Юстиниан собрал во дворце совет из оставшихся с ним придворных. Они совещались между собой, как лучше поступить: остаться в столице или обратиться в бегство на кораблях. Немало было сказано речей в пользу и того и другого. Многие склонялись к тому, что следует бежать, но императрица Феодора возразила им: "По-моему, бегство, даже если когда-либо и приносило спасение, и, возможно, принесет его сейчас, недостойно. Тому, кто появился на свет, нельзя не умереть, но тому, кто однажды царствовал, быть беглецом невыносимо... У нас много денег, и море рядом, и суда есть. Но смотри, чтобы тебе, спасшемуся, не пришлось предпочесть смерть спасению. Мне же нравится древнее изречение, что пурпур — лучший саван". Слова ее воодушевили всех, и, вновь обретя утраченное мужество, они начали обсуждать, как им следует действовать. Решено было напасть на мятежников, собравшихся на ипподроме по случаю коронации Ипатия. Бунтовщиков заманили на ипподром, чтобы будто бы начать переговоры. Но как только активная часть жимтелей собралась на главной демократической полщадке города, как сценарий стал развиваться неожиданно.

Полководец Велисарий с отрядом солдат внезапно явился перед трибунами. По его приказу воины начали пускать стрелы в толпу и разить направо и налево мечами. Огромная, но неорганизованная масса людей смешалась, и тут через "ворота мертвых" на арену пробились три тысячи герулов Мунда. В результате страшной резни было перебито около тридцати тысяч человек (Дашков: "Юстиниан Великий"). Неслыханная жестокость, с которой святыми Юстинианом и Феодорой была подавлена "Ника", надолго устрашила римлян.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Жестокие христианские святые

Сообщение Тихомиров » Ср дек 13, 2017 12:44

Тут становиться понятным действия некоего Amtel-а, "выцыганить правдами-неправдами" доверчивых обывателей!
Тихомиров
 
Сообщения: 361
Зарегистрирован: Вс дек 15, 2013 10:29

Re: Жестокие христианские святые

Сообщение Atmel » Сб дек 16, 2017 15:45

У меня создалось впечатление, что за вас подключился робот-спамер. В трёх темах одно и то же сообщение.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Жестокие христианские святые

Сообщение Aналитик » Ср авг 22, 2018 17:11

Неплохо, но подобный исторический анализ о императоре Константинополе я читал у других историков. Отрывок привёл в своей книге "Бог и Иисус Христос", 2008. Жаль, что мало пользователей и они малоактивны.
Aналитик
 
Сообщения: 137
Зарегистрирован: Сб июн 27, 2015 12:42


Вернуться в Религия в обществе

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2