Новости культуры вдруг стали похожи на фронтовые сводки. Тяжёлые бои идут по всем направлениям.
На театральном фронте калечат и убивают Пушкина (Наше Всё). Только что в бой за него вступили учёные. Они утверждают, что спектакли по произведениям Пушкина растлевают зрителей.
На школьном фронте детей калечат «Преступление и наказание» Достоевского, «Анна Каренина» Толстого и др. По мнению министра культуры России и некоторых депутатов, детям читать такое вредно и рано. Эта литература растлевает подростков.
В этих битвах есть одна странность: вредные спектакли идут годами, вредные романы преподают почти сто лет, — почему войну начали именно сейчас?
Эксперты Института наследия имени Дм. Лихачёва разгромили спектакль Туминаса «Евгений Онегин», фильм Мирзоева «Борис Годунов», «Руслана и Людмилу» в постановке Чернякова и др. Вот некоторые цитаты:
1. «Постановка Тимофея Кулябина «Онегин» начинается с имитации бурного секса под простыней. Ощущение, что всё происходит в отделении психиатрической больницы. Но причем тут Онегин?»
2. «И всё это грубо, примитивно, вульгарно. Музыка крякает, ухает, пыхтит, задыхается, чтобы как можно натуральнее изобразить любовные сцены. И «любовь» размазана во всей опере в самой вульгарной форме».
3. «В этом мире у героев ничего нет, кроме животной страсти, бессмысленности и пустоты».
4. «Она щекочет извращенные вкусы буржуазной аудитории своей дёргающейся, крикливой, неврастенической музыкой».
5. «От Пушкина там не осталось ничего. На деньги налогоплательщиков ставить вот такое, когда после показа остается ощущение грязи и полного омерзения, это просто преступление».
6. «Воспевание похотливости… Попытка привлечь симпатии публики к грубым и вульгарным стремлениям».
7. «Когда девки дурными голосами показывают какое-то похабство вместо народных песен, — это так режиссер видит мир».
8. «Способность хорошей музыки захватывать массы приносится в жертву формалистическим потугам, претензиям создать оригинальность приемами дешёвого оригинальничания. Это игра в заумные вещи, которая может кончиться очень плохо».
Уважаемые читатели, извините, вкралась досадная ошибка. Все нечётные цитаты — из сообщения ТАСС от 31 марта 2015 года. Все чётные — из статьи «Сумбур вместо музыки», газета «Правда» от 28 января 1936 года.Нет никаких сомнений, что статья в «Правде» появилась по личному указанию Сталина (утверждается, что он и редактировал). Точно так же — по указанию Сталина в 1946-м — начался ещё один погром в литературе и искусстве.
А по чьей команде начали сейчас?
Учёные и депутаты скажут, конечно, что никаких указаний, никакой команды начать погром не было. Скажут, что ими движут гнев, возмущение и боль за идеалы. Неужели?
Они громят спектакль «Онегин», которому 2 года, спектакль «Руслан и Людмила», которому 4 года, фильм «Борис Годунов», которому 4 года… Почему же учёные так долго молчали?
Где же всё это время были гнев и идеалы? Лежали в коме? Не протухли? Сохранили ясность ума?
Идеалы не ждут стартового выстрела. Они идут в бой или на костёр в ту же секунду. Они не ждут указаний сверху, циркуляров из райгороблроно, междугородних автобусов и отгулов.
«Онегина» в постановке Туминаса видел 6 раз — это шедевр. Спектаклей Кулябина не видел ни разу, но слышал всякое. Однако речь сейчас не об актёрско-режиссёрских удачах-неудачах. Речь о внезапной волне возмущения.
читать далее на Московский комсомолец