Почему-то, общепринятым считается мнение, что монотеизм чем-то лучше и прогрессивнее политеизма. Я много раз сталкивался с тем, что даже атеисты считают монотеизм хоть и заблуждением, но шагом вперед по сравнению с язычеством. Например, многими атеистами христианизация Руси считается благом, т. к. это, якобы, прогресс. Причем, церковная пропаганда так глубоко вьелась в мозги, что в большинстве случаев такие утверждения даже не считают нужным доказывать, в чем собственно прогрессивность состоит — просто прогрессивнее и все.
Меня всегда удивляла такая точка зрения. Ведь у язычников богов много, а у монотеистов один, значит язычество сложнее, а монотеизм примитивнее. Почему примитивизация считается не деградацией, а прогрессом? Кроме того, языческие боги обычно специализированы: один отвечает за солнце, другой за грозу, третий за ветер (причем иногда, как у греков, за каждый ветер отвечает свой бог) и т. д., а разделение труда — всегда прогресс. Да и с чисто литературной точки зрения греческие или скандинавские мифы куда выше библейских. Что же, попробуем разобраться.
Хотя большинство защитников монотеизма вообще не утруждают себя доказательствами, кое-какие аргументы иногда проскакивают. Их, по сути два: нравственный и политический.
Монотеизм и нравственность.
Вкратце аргумент такой: монотеизм способствует повышению нравственности человека. Логика тут примерно такая: языческие боги не лишены обычных человеческих недостатков, они часто жестоки, мстительны, похотливы, поэтому своим примером не могут научить человека ничему хорошему, в то время как монотеистический единый бог — абсолютный идеал, на который человеку надо равняться.
Вообще-то, на самом деле картина далеко не такая черно-белая. Библейский бог тоже бывает жесток, мстителен и несправедлив, в то время как языческий Прометей проявляет жертвенность, не свойственную даже Иисусу (тот страдал на кресте всего шесть часов, а Прометей — вечно). Но не будем углубляться в теорию, лучше проверим теорию практикой.
Христианство начало распространяться в Европе примерно со второго века, принято официальной религией в четвертом, и безраздельно господствовало примерно века до 15. В дальнейшем влияние христианства постепенно снижается. И именно те века, когда христианство господствовало безраздельно, были в Европе временем чудовищного, беспрецедентного падения нравственности! Инквизиция, крестовые походы, охота на ведьм. В западной историографии этот период официально называется «Темными веками».
Это, если задуматься, вполне закономерно. Язычество по своей природе толерантно, религиозная вражда ему совершенно чужда. (Все так называемые гонения язычников на христиан и иудеев — на самом деле просто ответная реакция на религиозную нетерпимость монотеистов). При контакте языческих цивилизаций чужие божества либо включаются в свой пантеон, либо между близкими по функциям богами устанавливается соответствие. Например, как ясно следует из Библии, древние евреи, когда они еще не были монотеистами, вполне мирно приняли богов своих соседей-филистимлян и угаритян — Дагона, Ваала, Эля, Астарту. Римляне частично приняли греческих богов, частично установили соответствие (типа Арес = Марс, Афродита = Венера). Геродот, описывая Египет, иногда делает пояснения, типа «Осирис — это наш Дионис», а иногда вообще называет египетских богов греческими именами (например богиню Гатор называет Афродитой, а Гора — Аресом). То есть, для язычника совершено естественна мысль, что другие народы молятся тем же богам, только знают их под другими именами. Монотеизм — совсем другое дело. Для монотеиста существует только один бог, а все другие — это противники его бога. Православные, например, прямо утверждают, что ВСЕ языческие боги — это разные ипостаси Сатаны. А убийство дьяволопоклонника, с точки зрения монотеиста, вовсе не грех, а напротив, богоугодное дело. По сути, религиозная война является нормальным состоянием любого государства с монотеистической религией. Эта война может вестись открыто, в форме вооруженного конфликта с другим государством (Крестовые походы), может принимать характер гражданской войны (как война католиков и гугенотов, альбигойские войны или охота на ведьм), может принимать мягкий характер дискриминации иноверцев (джизья — мусульманский налог на «неверных», дискриминация евреев в средневековой Европе и в России вплоть до революции 1917 г), и наконец, в светском государстве, когда монотеизм заперт в надежную клетку и у него вырваны ядовитые зубы и когти — война может быть информационной: пропаганда мракобесия, разжигание религиозной ненависти. Но в той или иной форме война ведется всегда — эта самая суть монотеизма, его неотъемлемое свойство.
Продолжение