Форум портала "Наука и религии мира"

В школе будут преподаваться основы религиозной культуры

Обсуждение новостей, событий, проблем

В школе будут преподаваться основы религиозной культуры

Сообщение DmitryS » Чт июл 30, 2009 08:17


На днях Президент России Дмитрий Медведев предложил начать преподавание в школе основ религиозной культуры. Как президент, так и Патриарх, подчеркнули, что неволить никого не будут. Родителям будет предложен выбор из трех вариантов; можно будет выбрать изучение какой-то конкретной религии, из четырех — Православия, Ислама, Иудаизма и Буддизма. Можно будет выбрать изучение истории всех четырех религий. Дети, чьи родители не пожелают иметь с религией вообще ничего общего, смогут изучать основы этического поведения. Сначала экспериментальное преподавание начнется в 18 российских регионах, а с 2012 года преподавание станет обязательным для всей страны.


Полностью (источник: pravoslavie.ru).

Из статьи не вполне ясно, кто все-таки будет преподавать в школе религиозные варианты предмета: священниики или светские преподаватели. Неясно также, какова будет роль церкви в формировании программ.
Гипотеза о боге дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно всё понять, абсолютно ничего не узнавая.
А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине" .
Аватара пользователя
DmitryS
Администратор
 
Сообщения: 1418
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 08:32
Откуда: Новосибирск

Re: В школе будут преподаваться основы религиозной культуры

Сообщение DmitryS » Чт июл 30, 2009 08:30

А вот - критика


Новый школьный предмет – основы религиозной культуры, истории религии и светской этики – крайне невнятен с идеологической точки зрения. И на практике, скорее всего, окажется смесью советского «научного атеизма» и канала для клерикальной пропаганды за казенный счет.

Полностью


Денис Драгунский
Бог в четвёртой четверти

Решение принято — теперь в средних школах России будут преподавать религию. Сразу скажу, что мои светские и либеральные убеждения никак не противоречат моей же уверенности в том, что религия на сегодняшний день является наиболее массовым и эффективным гарантом морали. Тем более что современное общество из «пострелигиозного», каким оно было еще буквально лет 10-20 тому назад, на наших глазах становится «постсекулярным» — вот такая диалектика. И в этих обстоятельствах религиозная образованность юношеству не помешает — как не мешала образованность в духе социологического детерминизма в ту пору, когда в стране и мире господствовали марксистские взгляды. Таким образом, автор этих строк в общем и целом за преподавание основ религии школьникам.

Полностью

В то же время Фурсенко заявляет, что

Преподаватели же обязаны будут вести выбранные учениками предметы независимо от количества человек в группе – «хоть один, хоть 10».

Что звучит довольно сомнительно при нынышнем подходе к финансированию школ: кто им столько ставок выделит?
Полностью
Гипотеза о боге дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно всё понять, абсолютно ничего не узнавая.
А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине" .
Аватара пользователя
DmitryS
Администратор
 
Сообщения: 1418
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 08:32
Откуда: Новосибирск

Re: В школе будут преподаваться основы религиозной культуры

Сообщение Игнатья » Чт июл 30, 2009 17:08

http://www.echo.msk.ru/programs/sut/607628-echo/ -- комментарии Сергея Пархоменка не только относительно преподавания основ религиозной культуры и светской этики в школах, но и введения института воинских и флотских священнослужителей в вооруженных силах Российской Федерации.

Дальше, ровно с этой позиции, только, на мой взгляд, в еще более тяжелой форме, трактуется история с церковью в армии. Там вообще делается жуткое совершенно, на мой взгляд, допущение. Президент говорит по этому поводу – сейчас я найду прямо из него цитату, когда он говорит, что вот должны появиться священники в частях. «Можно было бы подумать о том, - говорит он, - что если более 10% личного состава бригады дивизии, учебного заведения составляют представители народов, традиционно связанных с той или иной конфессией, священнослужитель данной конфессии может быть включен в штат соответствующего соединения». Вы знаете, что это означает? Это означает, что вопрос о религиозной принадлежности повешен на вопрос о национальной принадлежности. Я хочу заметить на минуточку, что, например, в Российской Империи это было невозможно, и в Российской Империи этот вопрос был решен очень радикальным образом – там не существовало никакой национальности. В анкетах, что называется, в царской России указывалось только вероисповедание. Там было написано – господин такой-то православного вероисповедания. Или: магометанин. Или: вероисповедания иудейского. И абсолютно не было никому интересно – может быть, это православный родился в Казани в татарской семье, но крестился через некоторое время, а может быть, он из каких-нибудь ганзейских немцев в Риге или, может быть, он грузин и точно такой же православный, живущий в Тбилиси. Или, может быть, он все-таки из Ярославля, совершенно уже русский, дальше некуда. Или, может быть, он из Малороссии или еще откуда-нибудь. Неважно. Это все не существовало. Православный – этим все сказано. Так это решалось в царской России, так это решалось в дореволюционной Российской Империи. Как это происходит сегодня…
...
Да точно так же. С точки зрения Конституции, никаких национальностей не существует. Есть статья 26-я, где сказано – никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Вот я держу в руках свой собственный паспорт, а вы посмотрите в свои, если у вас уже нормальный паспорт, в наше время сделанный, если вы обменяли советский паспорт, а не сохранили его себе на память. Там нет никакой графы «Национальность». Но выясняется, что это одна из тех вещей – знаете, у нас их несколько в нашей жизни, в нашем быту, - которые как бы есть и как бы нет. Другая такая вещь – прописка. Много раз было сказано, что она противоречит конституционным правам граждан, много раз были решения Конституционного Суда по этому поводу. Прописки не существует. Тем не менее, мы все с вами знаем, что она есть. Где-то ее называют регистрацией, где-то, где чиновник понаглее, так по-прежнему называют пропиской. Та же абсолютно история здесь. Национальностей не существует. Их не существует ни в каких анкетах, давно отменены эти графы во всяких регистрационных документах. Национальный состав не учитывается при призыве. Тогда возникает вопрос: а как это будет технически на практике выглядеть в военной части? Как будет происходить вот этот процесс рассчитывания на первый, второй, четвертый, пятый и так далее – по национальностям и национальным квартирам? Каждый определит себя сам? Или командир прикажет? А почему, в таком случае, не начать с этого и не развести тогда эти национальные группы по отдельным частям? Первая рота – казахи, вторая рота – армяне, третья рота – украинцы, четвертая рота – азербайджанцы. Я называю граждан России, людей, которые таким образом могут вполне идентифицировать свою национальную принадлежность. У нас, по последней переписи населения, она в 2002-м году была, третье место среди национальностей заняли украинцы. Это по нынешним временам то, что называется не титульная нация. Это другая страна. Тем не менее, люди вправе называть такую свою национальность. Вот я в советское время, пока был паспорт с национальностями, у меня в паспорте было написано – украинец. У моего отца тоже. И фамилия у меня на «-ко» – Пархоменко. Потому что дедушка наш происходил из Сумской области. И таких, по последней переписи, почти три миллиона. Не думаю, что сильно изменилась эта цифра к нынешним временам. У нас в десятку – по-моему, седьмое, что ли, место – входят армяне, почти миллион. С ними что будет? А теперь давайте перейдем на национальные рельсы. Вот мы определили, что у нас есть украинцы, татары и так далее. Значит, с украинцами украинцы – это кто у нас? Православные. Ага, значит, если у нас 10% украинцев в этой части, нам нужен православный священник. Какой? На Украине есть – Украинская Православная Церковь Московского патриархата, Украинская Православная Церковь Киевского патриархата, Украинская Автокефальная Православная Церковь, две старообрядческих церкви и еще греко-католическая, ее еще униатской называют. Мы каких православных будем выбирать? И священник у нас откуда будет? Кто это решит? Командир полка? С армянами как поступим? Они не православные. Они христиане, но они особенные. Что с этим будем делать? Я намеренно беру какие-то экстремальные вещи – для того, чтобы показать, в какую кашу в этой ситуации влезает российское государство, не способное сегодня решать эти слишком тонкие задачи, не способное создать такой сложный и так тонко отлаженный механизм, который бы справлялся с этим.

Почему я говорю не способное? Потому что я смотрю на гораздо более простые ситуации. Вот сегодня у нас, по существу, в армии ведь тоже есть кое-какой выбор. Ну, или, скажем, на уровне призыва. У нас существует законным образом установленная альтернативная служба. То есть человек может сказать – «Я по некоторым соображениям (религиозным, традиционно-этическим и так далее) не могу брать в руки оружие и не хочу нарушать этого зарока. Я готов на альтернативную службу. Пожалуйста, определите меня на какое-нибудь полезное занятие в сфере здравоохранения или охраны природы и так далее». Есть список таких мест, таких профессий, куда отправляются, должны, точнее, отправляться эти самые альтернативщики. Вы отдаете себе отчет, какой бардак с этим происходит? А ведь выбор всего из двух – да или нет, белое и черное, служим и не служим, берем в руки автомат и не берем в руки автомат. Всего из двух выбираем. Здесь мы выбираем, по всей видимости, если мы будем считать, что аналогичная система школьной, значит, у нас есть четыре основных религии и пятое – отсутствие религии. Итого, есть пять вариантов, из которых предоставляется выбрать каждому военнослужащему. И куда с этим? Вот гораздо более простая ситуация оказалась совершенно не разрешимой. Я уж не говорю о том, что если приглядеться к практическому сегодняшнему состоянию российских вооруженных сил, можно обнаружить некоторые интересные национальные, а теперь уже национально-религиозные, особенности. У нас рядовой состав имеет одну окраску в национальном смысле, а офицерский – другую. Что будем делать? У нас окажется, что есть полковой капеллан для офицеров и полковой мулла для рядовых в огромном, значительном количестве наших частей? Я вот ведь о чем говорю. Как вы будете с этим справляться? В какой степени и в каком направлении изменится боеспособность этой армии, в которой происходят вот такие процессы? Таким образом, я берусь утверждать, что на этой неделе была совершена тяжелая стратегическая ошибка. Российское государство продемонстрировало свою готовность влезть в сферу, с которой оно не способно справиться. Потому что эта сфера перегруженная и переусложненная естественным образом в федеративном государстве, каким является Россия, и в государстве, унаследовавшем все те исторические межрелигиозные, межконфессиональные, межнациональные сложности и запутанные узлы, вот такие, какие унаследовала Россия. Соваться в это не нужно. И то, что происходило до сих пор, то, что было сделано в «ужасные», «лихие» 90-е, а именно – твердое заявление в Конституции 93-го года о том, что никто не имеет права поинтересоваться вашей национальностью и никто не имеет права поинтересоваться вашей религиозной принадлежностью. Это ваше личное дело. Как только мы отходим от этого принципа, а в этой ситуации мы должны констатировать, что от этого принципа мы отходим, мы с ним завязываем, будет в армии момент, когда стоит на плацу рота и звучит команда «Мусульмане, шаг вперед!», «Иудеи, шаг назад!», «Буддисты, шаг влево!», «Православные, шаг вправо!» Вот в этот момент закончится монолитность и единство российской армии, вот этой конкретной части, с которой это будет происходить. На мой взгляд, это совершенно катастрофическая инициатива. И мне остается надеяться, что за тот, в сущности, очень небольшой срок, который был озвучен, объявлен президентом на этой неделе, то есть в срок до 12-го года, достаточно будет разумных людей где-то вблизи российской власти, которые сумеют каким-то сложным политическим усилием это остановить.
Да, возможно. Что ж тут небывалого?
И природа тоже непроста:
подойдёшь — взаимопожиралово,
чуть отступишь — снова красота.
(c) Лукин
Аватара пользователя
Игнатья
 
Сообщения: 1162
Зарегистрирован: Пн дек 24, 2007 16:20


Вернуться в Новости со всего мира

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6