astrella1 писал(а):Еще буквально несколько месяцев назад многие «похоронили» развивающиеся страны из-за резкого замедления их экономического роста, пишет Франк Штокер для Die Welt. Однако на деле они оказались гораздо живее и теперь создают собственные союзы, чтобы вернуть свое влияние на экономико-политической сцене мира.
Не знаю, удастся ли им "вернуть" свое "влияние" (а оно было?) - слишком мало экономическое влияние:
При стартовом капитале в 50 млрд долларов, внесенном равными долями его участниками, Новый банк развития сможет предоставлять кредиты на 3,4 млрд долларов в течение десяти лет, отмечалось в представленном в марте исследовании Комиссии ООН по торговле и развитию. Для сравнения, предполагаемый объем кредитов, которые предоставит в 2014 году Всемирный банк, - 61 млрд долларов, отмечает агентство Bloomberg
Смысл его, скорее, в том, чтобы достичь к себе большего внимания в G20 и МВФ, в том случае, если пятерке удастся договориться о каких-то согласованных позициях в традиционных финансовых инсттутах (МВФ). Но вот спектр проблем, по которым это возможно будет сделать, может быть весьма ограниченным из-за противоречий внутри БРИКС. Китай и Индия не относятся к нему с должной серьезностью.
Со своей стороны, Индия также не считает, что Новый банк развития и другие возникающие структуры БРИКС могут заменить собой уже существующие международные финансовые институты, отмечает коллега Либерталя по институту Brookings, руководитель его проекта “Индия” Танви Мадан. Она напомнила недавнее высказывание нового министра иностранных дел страны о том, что в целом для Индии участие в БРИКС представляет, скорее, символический интерес. “Участие в этой группе помогает Индии делать то, к чему она всегда стремилась, подчеркнула Танви Мадан, – диверсифицировать свои партнерские отношения на международной арене”
ссылка
В общем, позиции МВФ и всемирного банка он никак поколебать не сможет.
Одновременно создается еще одно финансовое учреждение - Чрезвычайный резервный валютного фонда, в котором основным игроком является Китай. Об этом говорит соотношение уставных долей - $41 млрд обеспечит Китай, по $18 млрд - Россия, Бразилия и Индия. Оставшиеся $5 млрд предоставит ЮАР. Оставшиеся 50% пока висят в воздухе, на небольшое участие еще претендует Аргентина, однако против вступления Аргентины высказалась Россия. Не случайно Китай с самого начала еще два года назад настаивал на своей доминирующей роли в нем. Как и в МВФ, во Всемирном банке действует взвешенная система голосов при выборе правления, когда голоса каждой страны определяются размером ее взноса в уставной капитал. Именно по этой причине -
Подобный проект планировался давно, поясняет автор, но долгое время участники не могли договориться об условиях капитализации
Возможно, для России это сейчас очень критичный и отчаянный шаг, потому что на внешних рынках ей уже не дают долгих кредитов вообще, а готовы предоставить лишь быстрые кредиты сроком на 3 месяца под приличный процент. На настоящий момент Россия должна по кредитам ок. 50 млрд (вероятно, это заимствования частно-государственных банков российской юрисдикции), и она рассчитывала погашать их за счет привлечения других заимствований.
Фонд виртуальный, т.е. государства-участники фактически просто обязуются предоставить в пользование свои средства нуждающейся стране-участнику для поддержки ее национальной валюты в случае их неконтролируемого падения. Но кризисы как известно общемировые, и застигают всех одновременно. Кто кого в этом случае будет поддерживать, если все участники будут нуждаться в валютной поддержке?
В то же время этот союз внутренне крайне противоречив и вот почему:
Теоретически превращение БРИКС в антизападный фронт возможно. Президент прав, говоря о наличии ряда общих вызовов и проблем для стран-участниц БРИКС, совпадении их стратегических интересов. Все они недовольны той политикой, которую проводят США в мире, и действительно имеют достаточный потенциал для того, чтобы совместно продвигать важные для них моменты в глобальном масштабе. «Если попытаться найти нечто, что объединяло бы пять очень разных стран, то это одно — все они обладают полным суверенитетом (настолько, насколько это вообще возможно в современном глобальном мире), - говорит российский политолог Федор Лукьянов. - Полный суверенитет требует сочетания двух обстоятельств. Во-первых, способность проводить независимую политику, то есть отсутствие обязывающего членства в каких-либо альянсах или группировках, которое заставляет страну ограничивать свободу действий. Во-вторых, наличие достаточного экономического потенциала и веса, чтобы такую политику обеспечивать». Кроме того, учитывая их численность населения, они могут быть вполне репрезентативными - чисто с математической точки зрения понятие «мировая общественность» более применима к почти трем миллиардам населения БРИКС, чем «золотому миллиарду» Запада с его специфическим отношением к демократии и либерализму.
Однако в целом на основе БРИКС нельзя не то что создать какой-то военно-политический альянс, но и даже антизападную фронду. Основной причиной этому является ряд серьезнейших конфликтов между самими членами группировки. Прежде всего речь идет, конечно, о Китае и Индии. Две крупнейшие страны БРИКС вели войну, и часть индийской территории оккупирована китайцами. Кроме того, Индия готовится оспаривать у Китая господство над юго-восточной Азией. При новом премьер-министре Нарендре Моди уровень конфликтности в отношениях Дели и Пекина скорее всего спадет (несмотря на то, что Моди - националист, он еще и прагматик, нуждающийся в китайских инвестициях для подъема индийской экономики), однако сам конфликт сохранится. В перспективе также возможен бразильско-китайское и китайско-южноафриканское противостояние - Бразилия и ЮАР считают себя лидерами в своих регионах, и недовольны активным проникновением соответственно в Южную Америку и Африку Китая.
Проблема еще в том, что ряд стран БРИКС в принципе не разделяют желание российского президента уделять большое внимание политическим вопросам. Ни Индия, ни ЮАР, ни Бразилия не намерены бросать вызов международным институтам - этим странам не тесно в установленных для них международной системой рамках. Для них БРИКС - лишний способ усилить свой престиж, получить дополнительные экономические возможности для развития, привлечь инвестиции.
В этой ситуации Владимиру Путину остается разве что использовать БРИКС как площадку для двусторонних политических соглашений с отдельными ее участниками. В частности, с китайским лидером Си Цзиньпинем, который разделяет некоторые взгляды и стремления России. Например, по модернизации системы международного права и его применения.
источник
Когда в друзьях согласья нет...